Название в России:
Ведьмак
Разработчик:
CD Projekt REDИздатель:
AtariЛокализатор в России:
Новый ДискИздатель в России:
ND GamesМодель распространения:розничная продажа
Статус:в официальной продаже с
30 октября 2007 года
Российский статус:в официальной продаже с
24 октября 2007 года
ISO статус:релиз состоялся
24 октября 2007 годаЖанры:RPG / 3D / 3rd Person
Похожие игры:
Gothic,
Gothic 3,
Neverwinter Nights (2002)Четыре года назад он был без имени,
не "щеголял" уродливым шрамом
на половину лица и жил в убогом
мирке.
Сложись судьба иначе, из-под пера
CDProjekt RED вышла бы очередная
Two
Worlds —
другой польский RPG-долгострой
о наемнике, убивающем монстров, — но
"
Ведьмаку" повезло с
родословной. Богатая вселенная
романов
Анджея Сапковского,
усовершенствованный "мотор"
Aurora Engine от BioWare, солидный бюджет и
руки от плеч, наконец... Гадкий русый
утенок стал лебедем. Седовласым.
Идентификация Геральта
Знаменитый Геральт из Ривии
дорого заплатил, чтобы попасть в
компьютерную игру. Сценаристы
The
Witcher вырвали из Тома Дежурных
Клише обглоданную червями
страничку с надписью "Тотальная
амнезия". Живая легенда в
одночасье забыла все: воспоминания,
навыки виртуозного владения
оружием и зельеварения. Вчера
потрошил жутких тварей, спасал
милых дам (в том числе от невинности),
а ныне
— чистый лист, заполняемый по
ходу пролога, пяти длинных актов и
эпилога.
Так бы и отлеживался Геральт в
крепости Каэр Морхен, штаб-квартире
общества ведьмаков, но, на беду, в
фолианте шаблонов оставалось много
бумаги. Бандиты с символикой
саламандры на рукавах напали на
цитадель и проникли в ее святая
святых — подземную лабораторию.
Негодяи украли ингредиенты,
снадобья и формулы мутагенных
отваров — неотъемлемой части
превращения обычного ребенка в
машину для искоренения зла, коей не
страшны яды, хвори и старость.
Движимый местью, герой
отправляется на поиски налетчиков.
Эпические скитания ему не грозят:
действие почти всей игры проходит в
столичном граде Вызима и его
окрестностях. Для
профессионального истребителя
чудовищ работы — хоть отбавляй.
Аккуратный дневник, в котором по
полочкам разложены квесты,
глоссарий, рецепты, подсказки,
досье персонажей, описания локаций
и бестиария, разбухает с пугающей
скоростью. Потерявшиеся дети,
незамысловатые "почтовые"
поручения, бытовые драмы и хитрые
политические дрязги, где нелегко
сохранить столь чтимый ведьмаками
нейтралитет... Какие-то задания
коротки и линейны, другие
охватывают несколько глав, подводя
повествование к одной из трех
концовок, третьи, обманчиво
второстепенные, влияют на участь
тех, с кем столкнулся Геральт. О
последствиях решений, не всегда
очевидных при выборе реплик в
беседе, поведают статичные вставки.
Fallout, Arcanum и Baldur's
Gate 2 явно запали в сердца
сотрудников CDProjekt.
Монохромный мир
Я не зря упомянул "большие
имена". По качеству сценария и
атмосферы гостья из Польши
заслужила право стоять наравне с
корифеями жанра. Из топорно-шаблонной
завязки можно сварить вкусную
похлебку (проверено в Planescape:
Torment!), а отсутствие генератора
аватаров — изъян, не ускользнувший
от внимания ролевых "нарциссов",
— с лихвой окупают ветвления. Отдали
чужие припасы командиру эльфийских
мятежников в первой главе —
недосчитаетесь информатора во
второй. Спасли ведьму от толпы
разъяренных сельчан — увидите
знакомое лицо в четвертой.
The Witcher радует не только
непредсказуемым развитием
ситуаций. Залог его успеха —
интересные миссии, уйма добротных
скриптовых роликов и киношная
постановка диалогов (пускай с
трехкопеечной мимикой и засильем
NPC-близнецов). Он не держит зрителя
за 12-летнего дурачка, не читает
морали, не расклеивает ярлыки "свет"
и "тьма", предлагая взамен
десятки градаций серого. "Война
бобра с козлом", утащившая на дно
немало произведений, миновала этот
край благодаря литературному
первоисточнику: Сапковский тоже не
любит распихивать персонажей по
черно-белым коробкам. Плохиш,
которому по должности положено
мерзко хихикать и стремиться к
абсолютной власти, обладает на
удивление рациональным мотивом. И,
напротив, приторно честный храбрец,
слепо верящий в букву закона,
способен утопить государство в
крови.
Вносит свою лепту и распорядок
дня горожан на манер Gothic 2.
Люди ходят на работу, шатаются по
корчмам, сплетничают, сидят у
костров и прячутся под навесами в
дождь. Сутки разделены на 4
шестичасовых отрезка, и некоторые
"клиенты" появляются строго в
определенное время. Рыжеволосая
Шани из больницы Св. Лебеды не
желает изливать душу на службе —
ждите, когда она придет домой
вечером. Букинисты, травники и
прочие торговцы покидают рынок на
закате. График есть и у кое-каких
гадов: кикиморы допекают вызимских
мещан исключительно по ночам, а
полуденицы патрулируют поля под
жаркими лучами солнца.
Бельмом на глазу торчит лишь
четвертая глава — очень уж скучно в
живописном селе Темноводье. Нет, я
понимаю, что сюжету необходима
передышка перед заключительным
аккордом, особенно после
напряженной развязки третьего акта.
Пасторальные пейзажи великолепны,
музыка, как и везде в The Witcher,
прекрасна. Но, может, стоило
придумать что-нибудь пободрее
деревенского детектива, состоящего
из метаний по трем с половиной
локациям?
Ритм-клик
Вера в солянку из
западноевропейского Средневековья,
русских сказок и современной науки,
населенную генетически
модифицированными кащеями,
приходит раньше, чем привыкание к
боевой системе.
Как всякий ведьмак, Геральт редко
применяет стандартное оружие,
предпочитая два специальных меча:
стальной (для людей и животных) и
серебряный (против монстров).
Вступая в бой, важно правильно
выбрать клинок и стиль фехтования.
Кого-то лучше приложить медленно,
но крепко; иные враги вынуждают
провести серию быстрых ударов;
третий вариант полезен, если вас
зажали в кольцо, — урон невелик, зато
на орехи достается нескольким
противникам сразу.
В отличие от Neverwinter Nights,
где персонаж дерется автоматически
по первому же приказу и не просит
каши, The Witcher заставляет
наблюдать за ходом баталии, понукая
подопечного щелчками мыши. Тыкать
следует с умом, подгадывая момент,
когда курсор озаряется оранжево-желтой
вспышкой при наведении на
оппонента, — это значит, что Геральт
готов совершить вторую атаку (и так
— вплоть до пятой). Нажали кнопку
рано или прозевали мгновение —
стройте цепочку выпадов с нуля. Без
нее в серьезной схватке не выжить,
ведь каждый новый укол больнее (и
кровавее!) прежнего. Ну а "Final
Attack" — форменный апокалипсис!
Оригинальный подход? Несомненно.
Удобный? Вряд ли. Оба режима
изометрической камеры — ближний и
дальний — одинаково корявы (обзор из-за
спины с "трясучкой" а-ля Gears
of War — не более чем инструмент
для съемки эффектных скриншотов).
Достичь финальной комбинации в
суматохе сражения, не мучая клавишу
паузы, — тяжкое испытание: оператор
то и дело норовит повернуть
объектив не туда. Назойливые "поправки
курса" бесят даже в минуты
затишья. Эх, сюда бы гибкое
управление из Mask of the Betrayer!
Печалит и анимация, точнее, ее
нехватка. Если в пылу ожесточенной
разборки Геральт застыл столбом,
игнорируя мышь и W/A/S/D, не паникуйте —
он не уснул. Скорее всего, его
оглушили или обездвижили, а игра не
показала нам падение на землю. Но
суета уходит на задний план, едва мы
осваиваем пятую, максимальную
стадию магического знака Игни.
Огненные круги вмиг сжигают мелкую
шушеру и здорово калечат "боссов";
"прокачайте" выносливость (по
сути, аналог "маны"), и меч
уйдет в ножны.
Помимо Игни, в хозяйстве
пригодится Аард, незаменимый при
расчистке завалов и отталкивании
наседающих тварей. Мощный импульс
посылает жертву в нокдаун, позволяя
добить ее красивым "фаталити".
Еще три колдовских таланта — Ирден (вызывающая
ступор ловушка), Аксий (стравливает
негодяев между собой) и Квен (защитное
поле) — существуют разнообразия
ради, лишний раз демонстрируя, что
сильная сторона ведьмаков — отнюдь
не чародейство.
Жизнь без "Monty Haul"
Ведь и без магии есть куда тратить
баллы. Скажем, на ключевые
параметры (сила, ловкость,
выносливость, интеллект),
отвечающие за живучесть Геральта,
его защиту, запас и восстановление
энергии, сбор цветков-корешков,
доступ к заклинаниям и атакам,
приготовление бомб и смазок для
лезвий. Или в боевые стили.
Категорий очков — три: "бронзу"
мы вкладываем в две начальные
ступени, "серебро", выдаваемое
с 15-го уровня, — в пару следующих, а
для покорения последней нужно "золото"
(от 30-го и далее).
Слава богу, дизайнеры жадностью
не страдают. Постепенно "удешевляя"
слабых зверушек, они щедро отсыпают
"экспу" за квесты. Терпеливый
игрок, не бегущий сломя голову по
сюжетной колее, помогающий каждому
встречному и не пропускающий
рецепты зелий из внутренностей
уникальных монстров, вырастет
суперменом. Труд во благо NPC
приносит и львиную долю денег в наш
карман. Челночные рейсы "поле
брани — магазин" с грудой
металлолома на горбу тут вне закона
— ячейки инвентаря маловаты. К тому
же никто не мешает сколотить
капитал на покере и кулачном
мордобитии в тавернах.
Правда, сорить монетами негде и не
на что, разве что ученые книжки
скупать. Топоры и кинжалы —
никчемный балласт. Перековка мечей
с добавлением рунных камней и
метеоритных обломков — полезная
штука, но настоящие ценности вы
подберете с земли или получите за
выполнение побочных заданий.
Ассортимент брони начинается и
заканчивается кожаной курткой за
5000 оренов, сиротливо висящей в
лавке Ордена Пылающей Розы.
Так что основная статья расходов
Геральта — спиртное. Не подумайте
дурного, он использует водку для
создания эликсиров (хотя, если
обстоятельства потребуют, заложит
за воротник с собеседником). Самые
популярные напитки — "Ласточка"
для ускоренного заживления ран и
"Кошка", разгоняющая шейдерный
сумрак склепов и пещер. Составов
почти тридцать, однако вы
обойдетесь меньшей их частью. Да
много и не выпить. Настойки,
убивающие рядового homo sapiens за
секунды, вредят организму ведьмака:
отрава ослабляет героя, а
передозировка сведет в могилу.
К счастью, отвары и масла
действуют долго, избавляя от
поминутного опустошения пузырьков.
Вывести дрянь из тела поможет "Белый
мед", ритуал очищения у Места
Силы или медитация у костра,
заменяющая в The Witcher сон.
Кстати, только на отдыхе нам
разрешают возиться с ретортами и
статистикой.
Круче, чем бигос
Медитация не помешает и
руководству российских студий.
Братья-славяне, плодившие ролевой
трэш (см. Frater, Two Worlds,
Weird Wars, Space Hack) с
тем же рвением, что и коллеги из
Москвы и Воронежа, доказали: им по
плечу выдать продукт мирового
класса с шустрым движком,
симпатичной графикой и наглядным
интерфейсом, пусть и за четыре года.
Хороший повод задуматься о вашем
положении в индустрии, господа.
Конечно, до ломки стереотипов еще
далеко. Если CDProjekt сядет за сиквел,
ей придется что-то сделать с
косолапой "боевкой" и неровным
дизайном (для борьбы с вылетами в
Windows, надеюсь, хватит и патчей).
А вот у "Нового Диска" есть
причина для гордости, поскольку
русская версия на голову выше
западного издания. Да, она тоже
неидеальна: Каэр Морхен и пригород
Вызимы подпорчены вялой озвучкой,
текстам не повредила бы повторная
корректура. И все же, чем дальше
развивается история, тем приятнее
слушать актерские голоса. Дубляж
"от Atari", напротив, глубже и
глубже сползает в трясину сонного
бубнежа. Английский монолог
оборотня вообще достоин сайта Audio Atrocities.
В общем, как ни крути, The Witcher
— сборник отличных сюрпризов. И
лучшая RPG 2007 года.
85%
хорошо