Есть в
Tom Clancy's H.A.W.X. неуловимые черты игр
"старой школы", где был только самолетик, цветастая арена боевых
действий и простенькая атмосферная музыка. Здесь, конечно, тотальная
проработанность и внимание к деталям, но разработчики намекают, что
главные действующие лица - не полигональные человечки, мелькающие на
экране пару-тройку раз.
Девид
Креншоу не любит болтать - больше вслушивается в приказы начальства и
разговорчики в строю сослуживцев через табельный наушник. Коллеги
патриотических моралей читают мало, все больше обсуждают премиальные за
50 взорванных танков, девочек и бары. Начальство - насущные проблемы
вроде приближающихся бомбардировщиков и проблем с бюджетом.
С
них как раз и начинается история. По легенде военное командование США
сокращает расходы на авиацию, отправляя пилотов на вольные хлеба. После
дежурной зачистки района и встречи с приглашенными звездами - отрядом
"Ghost Recon" - Креншоу сотоварищи готовится получить зарплату в
бухгалтерии и пойти, быть может, на биржу труда… Однако новая работа
находит его сама. Частная корпорация "Артемис", не жалеющая премиальных
и надбавок за выслугу лет, предлагает отставнику влиться в ее стройные
ряды. И он вливается.
Мы пилоты...
Перед
боевым заданием разрешено пройтись по ангарам и выбрать подходящий
истребитель. Ассортимент весьма широк: 50 экземпляров, среди которых
есть и российские "Су" и "МиГ" аж нескольких моделей (например, МиГ-29,
за рубежом носящий приставку Fulcrum). Различия - в параметрах
"скорость", "броня" и "обработка" (последний отвечает за скорость
захвата цели), а также в эффективности против наземных и воздушных
юнитов. Плюс небольшие нюансы - один самолет может увезти на себе
больше снарядов, у другого - сразу два пулемета на борту. Кстати,
пулемет здесь скорее "чтобы был" - в
Tom Clancy's H.A.W.X.
истребители не нуждаются в пополнении боезапаса и дозаправке, а взлет и
посадка происходят строго за кадром без вмешательства игрока.
Стало
быть, концентрация на воздушных боях. Поначалу механика кажется
примитивной - выбрал нужное оружие, поймал вражескую единицу в прицел и
выстрелил - однако затягивает и скучать не дает. Количество врагов,
желающих изрешетить летательный аппарат, порой зашкаливает, а цели
стоят определенные - заказы на тотальную зачистку районов корпорация
"Артемис" получает редко, обычно нужно что-нибудь взорвать или не
позволить другим что-нибудь взорвать. Противников это волнует мало -
прут себе со всех сторон в стремлении разрушить казенный нефтяной завод
или хорошенько прижать тех же "Призраков", а иногда выпускают
собственных асов - те и от ракет уворачиваются, и сами стреляют будь
здоров. Для таких случаев есть особый режим полета, зовущийся
"Assistance Off", то есть полет без помощи электроники. Вообще-то с
электронным ассистентом удобно - он и путь ухода от ракеты проложит, и
махину удержит в воздухе ровно, но взамен не даст раскрыть всю ее
маневренность.
После
отключения автопилота контроль практически полностью переходит к
игроку. Искусственному интеллекту становится намного сложнее достать
наш истребитель, благо открывшиеся возможности многое позволяют. Уйти в
"сваливание", отключив двигатели? Без проблем, только важно не устроить
себе жесткую посадку. Развернуться на 180 градусов в воздухе? Куда
проще, чем кажется. Нужно только привыкнуть к странно ведущей себя
камере и меняющемуся управлению, чтобы хоть как-то контролировать
виляющий туда-сюда истребитель. Хотя оператору есть оправдание - он
старательно выбирает самые живописные ракурсы, чтобы в кадре было
побольше взрывов, дыма и прочих спецэффектов.
После миссии -
обязательный разбор полетов с элементами вручения наград и начислением
опыта. За каждый новый уровень полагается новенький полигональный
самолет и всевозможное вооружие к уже заработанным.
*** Сражения
с ботами рано или поздно наскучивают, поэтому есть повод обратиться к
мультиплееру. В режим "cooperative" можно пройти сюжетные миссии вместе
с другими игроками, однако тамошние правила никак не поощряют
сотрудничество и командный дух (зачем считать, кто больше набил
"фрагов"?). Куда интереснее Team Deathmatch, суть которого идеально
укладывается в название.
Пилоты начинают ювелирно уходить от
ракетных залпов и пользоваться тепловыми ловушками, о которых можно
было не вспоминать на протяжении кампании, заодно работая командно.
Схватить опытного игрока в прицел нелегко, а уж попасть в него - целая
наука. Важен угол сближения, траектория полета и вид боеприпаса.
Например, управляемая ракета легко попадет в цель, но для этого нужно
держать противника в поле зрения. Всеракурсный боеприпас догонит
истребитель намного легче, но и урона нанесет меньше.
Ключ к
превосходству - прокачка, общая как для одиночной игры, так и сетевой.
Игрок высокого уровня имеет доступ к лучшим самолетам, которые быстрее
захватывают цель и куда легче уходят от атак, поэтому их добывание -
первостепенная задача. В каком режиме получать звания - все равно.
Удивительно, но в
H.A.W.X.
намного удобнее играть c клавиатуры, чем с геймпада. Раскладка вполне
стандартна для аркады - комбинация WASD и стрелки направления, однако в
случае с геймпадом точность может хромать: левый стик, к примеру,
отвечает за вращение самолета по оси. Неосторожное движение - и
начинается крен совсем не туда, куда нужно.
Качественно выполненная и не без интересных идей авиационная аркада. С очень аддиктивным мультиплеером.
P.S: И да, музыка из главного меню - отличная.