Убийца среди нас
Когда-то в 2000 году страницы
старого ворчливого сайта Old Man Murray
окропила статья «На
смерть адвенчур», где автор на
примере печально известной загадки
из Gabriel Knight 3 озвучил
мрачный вывод: «Кто убил
адвенчуры? По-моему, давеча стало
очевидным, что адвенчуры совершили
самоубийство». Позднее Скотт
Байлэс (Scott Bilas)раскрыл
секрет «кошачьих усов». Мол, не Дженсен
(Jane Jensen) их выдумала, а гадкий
продюсер. Тем не менее, цитату с OMM
до сих пор передают из уст в уста.
Теперь перенесемся из Америки в
Европу. Французская студия Wizarbox под
покровительством немецкой Anaconda
изготовила ностальгическую
адвенчуру So Blonde, над
сценарием и дизайном которой
трудился англичанин Стив Инс (Steve
Ince). Имя
Стива принято ассоциировать с
Revolution Software и серией Broken Sword,
хотя его перу принадлежит лишь
третья (и, простите, самая
неудачная) часть. Сегодня Ince —
независимый разработчик, частый
гость тематических форумов и
большой радетель за судьбы жанра. И
этому человеку пришло время задать
симптоматичный вопрос: кто убил
адвенчуры?..
Остаться в живых
Идея забросить дитя прогресса на
тропический остров не нова. Еще в 1999
году подобный фокус проделала
отечественная «Никита».
Правда, вместо семнадцатилетней
блондинки в «Новом Робинзоне»
фигурировал нескладный мужичок,
совсем не приспособленный к жизни
вне цивилизации. Так и Санни Блонд в
один чудесный день лишилась
практически всех средств к
существованию. Можете представить
ее возмущение по поводу отсутствия
в радиусе всего острова парикмахерских,
салонов, бутиков, солярия и ванны с
гидромассажем. Из важных вещей на
берег вынесло только косметичку, да
и ту упер неведомый зверь. «Какое
милое животное! У него даже есть
сумочка… Секундочку, это моя
сумочка!»
Несложно предсказать дальнейший
ход событий: дитя гламура,
обделенное родительской опекой,
встает на путь бойскаута и шаг за
шагом рушит стереотипы. Для
верности Санни откинули на
несколько столетий назад, в эпоху
разгула немытых корсаров и
чернокожих туземцев. Если сначала
потребности сведены к желанию
принять ванну, выпить чашечку кофэ
и залезть в теплую кровать, то уже к
середине забот будет невпроворот.
Обитателей терроризирует пират
Одноглазый со своей бандой
головорезов, чем вызывает
искреннее негодование светской
львицы. В суматохе нормальная для
отщепенки ностальгия по дому
незаметно отступает в тень, уступая
инстинкту служанки.
Цацки-пецки по-немецки
Сюжет банален и незамысловат, но
подается неисчерпаемыми порциями.
Пока обшарим оба края земли
обетованной (жуткий север и
лучистый юг), пока разгребем завалы
чужих проблем, пока проникнемся
древними тайнами, пока, пока…
Удивительно, как в схожих полевых
условиях Лоуи (Al Lowe) и Гилберту
(Ron Gilbert) удавались яркие,
динамичные, беспечные квесты.
Шутить изволили? «Блондинка
в шоке» не отстает! От юмора
«Буки», по крайней мере. Сложно
судить о степени нанесенного
ущерба. Говорят, сценарий Инса
был номинирован на «лучший
игровой сценарий» (Writer's Guild of Great
Britain Awards). Однако по-настоящему
смешных диалогов и ситуаций
немного. Перевод, конечно, порой
выкидывает кренделя
малограмотными оборотами:
— Буду вечно тебе признателен.
— Убирайся1.
Вместе с тем, зацепиться-то не за
что. Ни выразительных особенностей, ни
дерзких поворотов сюжета. Блеклые
личинки, с трудом ворочающие
языком, тоскливо переступают с ноги
на ногу, пока девочка на побегушках
лезет им в души, принимая на себя
груз ответственности за похищенных
родственников, разделенных
влюбленных и мучимых жаждой
секретарш. Стремление угодить
каждому бродяге особенно странно
при общем безразличии к судьбе
потерпевшей. Дай Бог, одарят
дешевым сувениром и пробубнят
слова благодарности. Сердца у них
нет, что ли? Становится грустно.
Джунгли зовут!
So Blonde очень скоро
утомляет. Снова и снова колесим по
зеленым пейзажам — сочным,
красочным, насыщенным и похожим до
ряби в глазах. Пейзажей прибывает,
напряжение растет. Издевательски
маячит карта в кармане, позволяя
«смотреть, но не трогать». Что
еще за пошлая прихоть? Маршруты
Санни прокладывает самостоятельно,
по-видимому, желая
продемонстрировать закаленный
характер. А наши характеры закаляют
невероятно длинные загрузки
локаций и борьба с неуклюжим
курсором. Разряжают обстановку
лишь ролики в уцененном
комикс-варианте. Авторам явно не
давала покоя японская манга…
И почему английская комедия
выматывает похлеще скучнейших
немецких триллеров? У Стива, с
его-то любовью к классике point-n-click,
были все шансы показать миру
прошлое в безвредных тонах. По
просторам острова рассована куча
мелких сюрпризов и отсылок к
известным фильмам, книгам, к
индустрии, наконец. Внимание
уделили рыбкам, куколкам, черепкам
и прочим фоновым гэгам, шкодящим по
углам. Нехитрые аркады в
ретро-стиле периодически вырывают
мышку из пальцев, предлагая размять
суставы в 8-битной Temple Invaders
или "Ну,
поблонди!". Даже
неведомому зверю Максу нашли
применение. Неужто при такой
страсти к деталям не хватило
терпения на проработку главного?
Тут-то и лезут мысли о причинах
падения жанра. Именитая персона,
крупным шрифтом вынесенная на
коробку с приключением и, казалось
бы, собаку съевшая на своем ремесле,
идет по стопам неопытных
подражателей. Безудержные метания
по весям, игры в поиски
Уолли, рядовая квестовая возня с
предметами — без искорки, без
задоринки, без изящных решений с
разрывным эффектом для клеток
мозга. Адвенчура совершила
самоубийство.
__________________________________________
1Get out of here здесь означает
миролюбивое «да брось ты».