Разработчик: Tale of Tales Издатель: Tale of Tales Издатель в России: 1C Модель распространения: розничная продажа/цифровая доставка ISO статус: релиз состоялся 19 марта 2009 года Статус: вышла 18 марта 2009 г. Российский статус: локализуется, запланирована на 2009 г. Официальный сайт: Открыть Жанры: Adventure / 3D / 3rd Person Multiplayer: Отсутствует
Системные требования Pentium III/Athlon 1.4 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 500 Мб на винчестере Рекомендуемые требования Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 500 Мб на винчестере
"Факт не подтвержден точно, однако существует мнение, что сказки
Братьев Гримм несколько переработаны и изначально содержали куда больше
насилия, чем можно найти в детских книжках. Например, в одном из
изложений сказки "Спящая красавица" принц будил суженую ОТНЮДЬ не
поцелуем…"
Официальный сайт проекта описывает The Path
как "short horror game". Мол, будем немножечко пугать - красными, в
частности, шапочками из всем известной сказки: пошла девочка сквозь лес
к бабушке, встретила злого волка, но кушать он ее не захотел, устроил
засаду прямо в целевом строении, хитро переодевшись. Когда девочка
задала множество вопросов на тему размера ушей и зубов, истинная
сущность вскрылась, однако было поздно. Бабушка и девочка оказались в
желудке у волка, а спас их оттуда отважный лесник.
После первых двадцати минут, проведенных в The Path,
начинаешь понимать, что если где и сказка - то именно про "серого". В
мультипликации его изображают иронично и буквально - вот, мол, съел
бедняжку. Однако "бедняжку", как личность, описывали мало, и теорий о
том, что она, дескать, под руководством собственных тайных желаний сама
к нему пошла, не выдвигали до сих пор. Что ж, Tale of Tales раскрыли тему не просто полностью, а с избытком.
"Это… Как?" Одна из первых мыслей после запуска игры
Комната.
Шесть красных шапочек - не стандартных девчонок в башмачках и с
корзинкой, а личностей. Одна возит машинкой по полу, другая ласково
гладит кролика. Чуть поодаль стоит милая барышня - по телефону болтает.
О, кто за столом-то так скрючивается? Мадемуазель? Наводим курсор на
опечалившуюся даму и понимаем, что клише здесь не в чести - половину
экрана застилает собой портрет, говорящий больше любого досье с
паролями и явками. А ведь подконтрольной шапочке Ruby есть отчего
горевать. На ноге у нее четыре странные механические палки, впивающиеся
в колено.
Лес.
Где-то позади шумный-шумный город с небоскребами из стекла и бетона,
повседневной суетой и полированным асфальтом. "Цивилизованная" дорога
здесь обрывается, уходя в грунт: вряд ли чиновникам выгодно
прокладывать шоссе к дому бабушки. В инвентаре - обязательное лукошко,
там бутылка вина и немного угощений. Руби неловко чередует
травмированную ногу и здоровую, шагая по тропинке. Анимация то ли
motion capture, то ли филигранная ручная - не понять. Но девочку жаль.
Когда мы заставляем ее бежать - жаль вдвойне.
Собственно, чего
слушаться возникшего на мониторе текста и оставаться на тропинке? Ведь
на сайте рекламировали бесконечный лес со всякими сюрпризами и
искушениями для шапочек, он в двух болезненных для Руби шагах.
Невинная прогулка
Вот
тут-то и становится страшно. Во-первых, слишком тихо. Во-вторых - это
действительно лес. Кроны деревьев скрывают солнечный свет, картинка
тусклая и навевает хандру. Без карты можно заблудиться. Никаких
указателей, тонн аптечек под ногами и пистолета в кобуре. Собственно,
здесь даже шкалы выносливости нет, а противники - если их можно так
назвать - действуют иначе.
В The Path упиваешься
таинственностью, вспоминая детские походы к промзонам, - каждая железка
или нестандартной формы ямка в земле рождали интерес вперемешку с
волнением. Вот мы находим побитую стену, а рядом с ней - баллончик с
краской. Кнопки "подобрать" здесь тоже нет - шапочку нужно оставить в
покое, и в зависимости от характера она либо проявляет интерес, либо
игнорирует находку. В нашем случае Руби рисует баллончиком странную
рожицу, отпускает мрачный комментарий и добавляет воспоминание в
инвентарь (в The Path не нужно использовать предметы). При этом лес каждый раз генерируется заново, не позволяя заучить географию местности.
Блуждая
по лесу, Руби находит детскую площадку. Металлические конструкции
проржавели насквозь, карусель натужно скрипит, но здесь светлее, а на
сохранившейся скамейке сидит симпатичный мужчина. Это, кстати, и есть
"волк", способный исполнить давнюю мечту Руби: покурить. Она
присаживается рядом, затягивается предложенной сигаретой, а экран
темнеет… Вот она, точка невозвращения. Спустя две секунды девочка
придет в себя растрепанная, под дождем и лежащая в странной позе возле
дома бабушки.
Свою
ошибку она осознает только попав внутрь. Короткий променад по темному и
неуютному помещению превращается в настоящий сюрприз, когда один из
коридоров меняют на длиннющий ряд из металлических шкафов, труб и пола.
Заканчивается прогулка трагически: в каком-то странном и явно
сакральном для шапочки зале она падает на землю. Неужели тот встречный
красавец?
Правильный выбор
А затем - экран
дебрифинга. То есть табличка, где считают собранные вещи, воспоминания,
посещенные места и пройденный километраж. Главный пункт называется
"Wolf encountered": от него зависит, засчитают ли нам пройденную дорогу
как успешную. Когда видишь ироничную надпись "success!", вопрос
всплывает сам собой: а был ли выбор?
Оказывается, был. Надо
просто слушаться надписи и не ходить в лес. А даже если и зайти, то
попросить встреченную девочку в белом платье вывести обратно к дороге,
не беспокоя "волка" по пустякам. Как говорят разработчики - сам игрок
уже принимает решение о таком повороте в жизни шапочки, и финал зависит
от этого решения. Не сядь она на скамейку, то дом был бы уютным и
чистым. И бабушка получила бы вино и угощения. Единственная деталь,
которая меняется от этого явно и по правилам игры - вышеупомянутый
экран, где напишут "failed!".
Подобные решения о шапочках принимаются пять-шесть раз. К тому времени The Path
не откроет новых элементов, не изменит стиль игрового процесса, однако
геймер уже будет чувствовать себя намного увереннее. Например, он
узнает, что в игре есть указатели - это "галлюцинации" героинь,
регулярно возникающие на экране. И что карта есть - просто она
показывается бегло и через каждые сто пройденных метров. А для
коллекционеров по всему лесу разбросано больше сотни блестящих
штуковин, которые шапочки на бегу не различат - одно из немногих
"стандартных" решений, позволяющее вдоволь побродить меж деревьев.
Таким образом, вся игра рискует тянуться хоть 12 часов - с "short"
разработчики явно пошутили.
***
Наконец, в The Path
есть сюжет. Отдельные друг от друга истории таят в себе какую-то
странную интригу, которую до самой развязки нелегко сформулировать до
четкого вопроса. Уже после прохождения разработчики дарят уставшему
игроку ту самую деталь, вспышку, складывающую все воедино, объясняющую
ироничный экран дебрифинга и столь драматичные перемены после встреч с
"волком". Потрясение держится пару минут, а потом приходишь в себя,
довольно киваешь и нажимаешь на "quit" в главном меню.