Оказывается, япошки любят бродить по мрачным подземельям не меньше
нашего. Неудивительно, что к названию популярной серии Phantasy Star,
издаваемой в Стране восходящего солнца аш с 1987 года, ушлые
маркетологи SEGA поспешили добавить ярлычок "On-line". Ведь, как
известно, круче "dungeon crawl" может быть только... онлайновый
"dungeon crawl".
О происхождении видов
Diablo и Phantasy Star Online если не братья навек, то близкие
родственники — эт уж точно. Чему удивились, друзья? При ближайшем
рассмотрении японское чудо обнаруживает все черты культовой аркады от
Blizzard. До боли знакомая конструкция "город — уровень 1 — уровень 2 —
... — уровень N — финальная стычка", элементы которой созданы случайным
образом, связаны порталами-телепортами и ломятся от тушек монстров,
жаждущих быстрой смерти. Кстати, функцию "города" в данном случае
выполняет космический корабль "Pioneer 2", дрейфующий близ планеты
Рагол с надеждой выяснить судьбу ее первых колонистов. Здесь вам
помогут провести опознание вещей, дадут на распродаже еще один Panic
Rifle +3, восстановят после смерти, выдадут квест в Hunter's Guild...
Дальше можете перечислять "фичи" Diablo 2 самостоятельно, тяжело
ошибиться. И не забудьте про самое главное — режим "coop"-игры на 4-ых,
умащенный всевозможными новациями, вроде интернационального чата
посредством "смайликов".
Но отставим multiplayer в сторону —
кроме перечисленных функций, от "оффлайна" его отличает разве что
повышенная концентрация монстров на уровнях. Это на Dreamcast (родине
PSO) игра, умеющая ходить в И.нет, является поводом для трехдневного
запоя; а вот брутальное общество IBM PC-совместимых сегодня трудно
удивить даже качественным клоном Diablo 2. Хотя, попрошу занести в
протокол, multiplayer получился довольно-таки опрятным: нет
опротивевшего PKilling, мухлежа при торговле и толп бомжеватых
личностей, перманентно отирающихся на серверах, пардон, "русской"
Ultima Online. Зато есть возможность бодро гарцевать с пятиметровой
длины мечом, мечтой жизни героев всех серий Final Fantasy, вместе
взятых, сверкать в лицо товарищам яркими красками еще недоступных им
спецэффектов и вообще всячески вызывать черную зависть, раздавая налево
и направо виртуальные "визитки" со своей запредельной статистикой. Как
видите, манчкинство и на острове Хонсю поживает достаточно неплохо.
Барахолки, шмотки и толстопузые томагочи
Насквозь прожженным адептам ролевых РС-игр Phantasy Star Online рискует
показаться очередной фикцией, ибо напрямую влиять на процесс роста
статистики здесь попросту невозможно. Получили долгожданное повышение
уровня, услышали трубный звук и прочитали: "ATP +3 MST +1 ATA +2". И
так — каждый раз, много-много-много раз. Хоть как-то улучшить параметры
позволяют нательные вещи, в результате чего шатания по местной
барахолке и пристрастный досмотр бесхозных контейнеров на уровнях
приобретают ярко выраженный аддиктивный оттенок. Да и, опять же, в
полной трехмерности сразу видно, кто что носит, а вы, я полагаю, вряд
ли захотите "щеголять" обрыдлой казенной броней игрока-новобранца.
Помимо гонок за эксклюзивным (только что сгенерировали! налетай!)
трофейным шмотьем, игрокам PSO предлагается заняться образованием
персонажа. Всего лишь один-единственный режим стрельбы из бластера?
Стыдно, гражданин. Спрашивайте дискеты со спецкурсами заклинаний и
приемов обороны во всех магазинах, а также у особо жирных монстров.
Изучать их позволяют далеко не сразу, а лишь по достижении
определенного уровня. Зато, "раскачавшись" и освоив, можно вызвать у
альтер-эго Джо-из-Алабамы, наблюдающего ваши трюки, приступ обильного
слюнотечения.
Но, пожалуй, ультимативным писком Phantasy Star
Online является MAG, ваш персональный талисман, защитник, оружие и
томагочи в одном флаконе. И не спрашивайте меня, на каком именно склоне
Фудзиямы колосится дрын-трава, которую раскуривали сценаристы Sonic
Team, вводя в PSO расу мыслящих кибер-камней, способных поедать аптечки
через каждые пять минут. Впрочем, камни делают это вовсе не со зла, а
токмо с голодухи, причем берут деликатес строго из ваших рук. Зачем?
Набивая силиконовое брюхо MAG, вы тем самым... повышаете его
статистику, получая доступ к прежде невиданным функциям. Кто готов
пожертвовать десятком халявных пузырьков ради обретения мощного Photon
Blast? Вот-вот. Более того, рост параметров MAG крайне благотворно
сказывается и на вашей статистике, а всеядность вечно голодного камня
открывает широкое поле для мичуринских экспериментов. Взлелеянными
томагочи можно кичиться, хвастаться, обмениваться... ла-ла-ла,
copy/paste из абзаца выше.
На level'е
Как уже вскользь упоминалось в самом начале статьи, Phantasy Star
Online — стопроцентно точный порт с Dreamcast. И это, как нынче принято
говорить, "многое объясняет". Все вопросы по поводу жутковатого
управления и наличия одного-единственного видеорежима 640x480x65336
отпадают автоматически. Не хочется даже спрашивать, почему игра то и
дело "рисует" объекты перед самым носом изумленного игрока — тут и
архитупому rag rappy понятно, что авторы не пожелали подрихтовать код
движка, "заточенного" под ныне пепельно-седую Dreamcast. Но даже в
таком виде PSO не вызывает эстетического отторжения. Симпатичные (не
FF10, но все же) модели и анимация персонажей. Сочные, как положено
всякой хорошей анимэ-игре, четкие и в то же время разнообразные
текстуры. Приятные спецэффекты, выдуманные человеком с явно богатой
фантазией. Запоминающиеся детали антуражей — вода, красиво бегущая в
ручье, рытвина от упавшей неподалеку спасательной капсулы, листья,
кружащиеся под ногами, и мрачный свинцовый дождь на болоте. Иначе
говоря, все то, чего недостает Diablo 2 и его ближайшим прихлебателям.
В существование планеты Рагол и ныне пустующей базы первых колонистов
хочется верить. В существование лагеря амазонок и отвратительных
тропических пигмеев — вряд ли.
Графика и музыка — gut,
возможность скачивания дополнительных (помимо семи десятков встроенных)
квестов из Интернета — das ist fantastisch, комплект статистики и
сопутствующих умений "Любовь манчкина" — ausgezeichnet! Нет только
интересного сюжета, на отсутствие которого бьющиеся в экстазе
"прокачки" фанаты едва ли обратят внимание, сколько-нибудь умного AI и
продуманного управления.
Интеллектуальные потуги монстров
утрут нос любому AI-отморозку из шутеров "третьей колонны". Бывает,
заrespawnятся, и давай самозабвенно метаться колесом, пока не получат
смертельную дозу облучения. В лучшем случае IQ зверюшек хватает на
расчет кратчайшего расстояния до игрока, но, — увы, естественные
препятствия ландшафта ими в расчет не принимаются. Тут хочу обратить
ваше внимание на крайне остроумный способ организации уровней PSO. Они
представляют собой наборы относительно небольших "комнат", связанных
узкими переходами, — на мозги авторов сильно давил куцый объем памяти
Dreamcast. При этом выстрел из одного "помещения" в другое не
засчитывается, а монстры не имеют права выходить за границы резервации.
Вот с последним-то и случаются казусы. Алкающие крови животные то и
дело устраивают несанкционированные митинги на краю "комнаты", не давая
игроку и шага сделать в соседнее помещение. Разогнать демонстрантов
нельзя — граница мешает. Приходится отступать куда подальше и терпеливо
ждать, пока "пробка" не рассосется самостоятельно.
Управлять
подопечным не легче, чем проталкиваться сквозь звериные кордоны.
Во-первых, поддержка мыши выглядит сущим издевательством. Вместо того
чтобы позволить игроку елозить курсором по меню, авторы предлагают
употребить хвостатую для... ходьбы и вращения камеры. Тем временем
клавиатурные "серые стрелки" ведут огонь по врагам и поглощают аптечки,
а прочие клавиши ответствуют за чат-болтовню. Впрочем, движение
осуществляется и цифровыми кнопками, однако это тоже не спасает: наш
герой способен развернуться лишь на строго фиксированный угол, отчего
проблема уничтожения монстров мигом возводится в порядок вселенской.
Идея подключить геймпад звучит по-дурацки и к тому же лишена смысла, —
управление болеет с момента рождения. Вообще непонятно, почему многие
консольные игры, приходя на РС, начинают вымогать у пользователя хоть
какое-нибудь кнопочное пластиковое "дежице". Пословица насчет
распорядков в чужом монастыре так и просится на язык.
Жить...
...Phantasy Star Online, несомненно, будет — гадюшное управление можно
перетерпеть, а туповатый AI иной раз идет только на пользу делу.
Правда, на территории, составляющей примерно 1/6 суши, игра, скорее
всего, получит строго оффлайновый статус: локальную сеть/direct connect
она презирает, а для входа на сервер SEGA требуется вы-сами-знаете-что.
Пиратские CD-key не годятся, — извольте заплатить за "лицензию",
которыми, насколько мы знаем, в СНГ никто и не помышляет торговать.
А жаль. Хороший был бы соперник у Diablo 2.
80%
хорошо