Монополия —
штука паршивая и
опасная, особенно в
недобросовестных руках.
Симуляторам внедорожников, который
год тонущим в мутном болоте, не
помогли множественные припарки от
доктора Avalon Style Entertainment. Но плакать
рано — чешская студия The Easy Company
планирует реанимировать
популярные некогда гонки. Заодно
покажет дуэту «1С + Avalon», как
надо делать настоящее бездорожье.
Рессоры,
пружины и 40°
К услугам
виртуального водителя предоставлены легендарные модели вроде Land Rover
и
Hummer, которые, к
сожалению, ввиду отсутствия лицензии встречают нас безликими названиями
вроде «Родео» или «Краулера». А внедорожник «Номад» — вовсе
не повод для столь громкого
вступления, ибо до ужаса бесполезен.
Машины в MotorM4X, конечно,
без тех же самых лицензий. Шибко дорогое
удовольствие для пяти человек,
начинавших разработку на голом
энтузиазме. В очертаниях
угадываются Subaru Forester (тот самый «Номад»),
Jeep Cherokee и Wrangler, Chevrolet Silverado… Легче
всего распознать Dodge Ram T-Rex
6x6.
Создатели не зря очень гордятся
подвеской. Она — само совершенство,
идеал, образец для подражания.
Пожалуй, лучше, чем в «Скримере»
(не говоря уж про «полноприводные
гробики»). Там-то ход подвески был
сильно завышен, и оценить ее работу
в полной мере не позволяла плоская
геометрия. Отлично переданы вес и
инерция; впрочем, по этим двум
показателям Screamer 4x4
недосягаем.
Сама игровая механика во многом
напоминает небезызвестный Need
for Speed
Underground 2.
Подконтрольные машины в свободном режиме колесят
по отнюдь не бескрайним, но однотипным просторам, «заселённым» такими
же
однотипными автомобилями. На карте встречается много соревнований, в
них надо
победить для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Стоит
отметить, что
весь мир изначально не открыт - его придётся осваивать поэтапно. Типов
гонок,
как и положено в нормальном гоночном симуляторе, несколько. Среди них и
перегонки с конкурентами, и самостоятельное пересечение местности по
чекпоинтам.
Физика, хотя порой и с налетом
аркадности, адекватна, но в
остальном не все прекрасно.
Устройство взято из Cabela's 4x4
Off-Road Adventure 3: режимы 2H, 4H и 4L,
пара межколесных дифференциалов
принудительной блокировки…
Замечательно, только откуда
появилось ноу-хау — 2L? Почему не LSD?
Отчего на отключенном передке «диффы»
продолжают работать? И еще меня
поразила раздатка. Переходить на
пониженные передачи здесь можно на
скорости до 40 км/ч! Пагубное
воздействие «Даурского
марафона»? Вроде грамотные
люди…
Ода грамотности
Однако
недоработок в MotorM4X
раз-два и обчелся, а вот поведение
авто и настройки — серьезные козыри.
Знаете истинную причину
феноменальной проходимости «ГАЗ-69»?
«Дохлый» двигатель. Фокус в том,
что малые обороты и слабый крутящий
момент душат пробуксовку в
зародыше. Я не спорю, «козел» не
в состоянии рвать грунт, зато ему по
плечу любое препятствие. Где иной
навороченный монстр шлифует
поверхность, старый «козлик»
подпрыгнет, пукнет раза два и
влезет в гору. Небольшая масса тоже
влияет, но роль главной скрипки
играет движок. Неслучайно многие
«умные» системы управления
тягой — traction control
— умеют
перебрасывать тяговую силу на
колеса с большим покрытием и
урезать мощность двигателя при
пробуксовке.
Я это к тому пишу, что у The Easy Company
такая тонкость — т.е. тюнинг
—
реализована. Последняя по списку
запчасть — не значит лучшая.
Допустим, для скоростных заездов
предпочтительнее максимальный чип,
а в триалах и ориентировании
логичнее «прокачать» мотор по
минимуму в угоду способности
преодолевать преграды. У любого
автомобиля сразу пропадет привычка
буксовать.
Кроме двигателя, настраиваются
подвеска и резина. Все, в общем-то,
просто: нужна скорость на ровных
участках — ставьте высоту поменьше,
и наоборот. Обувь подбирается под
покрытие. Есть еще и детали, только
к физической составляющей они в
основном отношения не имеют:
кенгурятники, диски, наклейки… Что
кричат с заднего ряда? «Маловато!
У „Авалона“ и то примочек
больше!»? Согласен. Другое дело —
польза. В сериале «Полный
привод» все подчинено
примитивному принципу «дороже =
круче». Тут подобный трюк не
работает, и почти каждое
соревнование требует
индивидуального подхода.
Подумать есть над чем, тем более
что заезды влетают в копеечку, и
копающийся на одном месте джипер
рискует обрасти долгами на
заправке и в автосалоне.
Экономическая модель вышла
чересчур жесткой. В отличие от игр с
демократичной схемой «превратил
коня в лепешку — жми рестарт»,
MotorM4X
чрезвычайно суров: раны, полученные
во фрирайде, никуда не исчезают.
Поэтому, если, скажем, из-под капота
повалил предательский черный дым,
надо дуть прямиком в гараж. Ремонт
недешев — в зависимости от «внутренностей»
сумма может превысить стоимость
заводской конфигурации. Денег
постоянно не хватает, а ведь
необходимо кормить авто горючим,
покупать запчасти и новую технику…
Держать одновременно несколько
машин — непозволительная роскошь.
Хотя никто не запрещает проходить
самое легкое состязание сколько
влезет, набивая карман банкнотами. Также, для того чтобы однажды не
застрять на прохождении какой-то
гонки необходимо правильно рассчитывать накопленные в чемпионатах
средства.
Отдельно можно выделить также
саундтрэк, представленный
различными направлениями рок-музыки: от гранжа до индастриала. Мелодии,
даже не
смотря на отсутствие именитых звёзд, запоминаются «на ура» и отлично
вписываются в общий антураж.
Задел на
будущее
Авторы подошли к делу с должной
щепетильностью, изучив «однокоренные»
игры и сняв сливки с выдающихся
представителей. Например, у той же Cabela's
4x4 Off-Road Adventure 3 позаимствовали
открытый мир. Элементов RPG, к
счастью, нет, и пострелять зверушек
нельзя, однако концепция схожа —
гаражи, заправки, вместо квестов
там и сям разбросаны состязания на
трех картах (пустыня, Альпы и
снежная тайга): ориентирование и
триалы из Screamer 4x4 или «Полного
привода», кроссы из 4x4
Evolution 2, ралли, экстремальное
восхождение багги на холм, драг а-ля
NFS…
Словом, разнообразно,
интересно и
весело, если иногда рулить в
сторону наблюдателей, — нигде
раньше зеваки не бросались
врассыпную. Удалась и графика. Не
скрою, MotorM4X лишена лоска, присущего DiRT,
GRID и Pure, но
картинка в эстетическом смысле
приятная. И главное — игра с
устаревшими технологиями совсем не
тормозит (не то что «ПП»),
да еще располагает динамической
сменой погоды и времени суток.
.
Грозные автомобили повышенной проходимости
в сочетании с
отлично прорисованными сероватыми пейзажами создают очень
привлекательную
картинку. При взгляде на все эти леса, дороги и дома хочется не один
раз пожать
руки художникам и дизайнерам за титанический труд. Да и сама графика, в
целом,
оставляет приятное впечатление - модели джипов не страдают нехваткой
полигонов
и низким качеством текстур.
Бюджетность проекта заметнее в
другом. Огорчает, прежде всего,
отсутствие мультиплеера.
Рассчитывать на его появление в
будущем не стоит, а вот обратную
связь обещали добавить патчем. Пока
же настроить руль трудновато —
кнопки путаются. Ну и, наконец,
ужасные повреждения. В этом плане
по сравнению с MotorM4X даже
«Полный привод»
выглядит шедевром.
На что можно пожаловаться - так
это на оптимизацию. Игра
частенько вылетает в Windows,
долго грузится и подтормаживает даже на вполне себе резвых компьютерах.
EasyCo vs. Avalon
Но
отечественные разработчики
больше ничего не могут
противопоставить чехам. Зато после MotorM4X
у игроков в кои-то веки возникнет
представление о настоящей физике и
качестве. А у ASE теперь есть
конкурент и, следовательно, повод
задуматься.