Удачно выбранное место действия — пожалуй, единственное, за что стоит похвалить авторов Mercenaries 2. Венесуэла, ее нефть и президент Уго Чавес, критикующий США, — одна из острых тем в последнее время. Впрочем, здешние чиновники не одобрили решение Pandemic Studios: еще в 2006-м они заявили, что такие продукты морально готовят американских обывателей к вторжению в страну. Два года спустя, когда изрядно подзадержавшиеся «Наемники» доползли до прилавков, стало понятно: если игра что и готовит, так это новое поколение бета-тестеров.
Три в одном
В общем, подчиненные
Чавеса обиделись зря, тем более что история, рассказанная в
Mercenaries 2, вовсе не про их босса. По мнению австралийцев, в августе 2010-го власть в Венесуэле узурпирует генерал Кармона — ставленник бизнесмена Рамона Соланы. Используя силу и популистские лозунги, новоявленный президент пытается отнять месторождения нефти у корпорации «Юниверсал петролеум», обманом получившей концессию от прежнего правительства.
Все могло пройти гладко, кабы не жадность Соланы. Делец оплатил услуги наемников, спасавших Кармону из плена, не звонкой монетой, а пулей (пусть и в филейную часть). К несчастью для него, трио антигероев — шведский байкер-уголовник Маттиас Нильссон, суровая англичанка Дженнифер Мюи и циник-юморист Крис Джейкобс — уважает всего один принцип: «Everybody pays».
Кого из них вы возьмете — без разницы. Pandemic изначально замышляла отдельные ветки для персонажей, но идея улетела в мусорное ведро вместе с наполеоновскими планами по созданию глобального сетевого режима. Не желая терять колоритные типажи, дизайнеры пошли по пути наименьшего сопротивления и придумали мир на троих — с идентичными сюжетом и миссиями. Наемников отличают лишь способности: швед очень быстро излечивает раны (хотя его коллеги — тоже крепкие орешки), Мюи хорошо бегает, темнокожий громила таскает с собой уйму патронов. То бишь, нам предлагают просто три уровня сложности. В смысле, легкости, ибо только сверхлюди выдерживают прямые залпы из танка.
В таком духе собрана вообще вся кампания — ни дать ни взять, россыпь мини-игр, смотанная рваным скотчем повествования. По мере охоты за Соланой нас знакомят с пятью сторонами конфликта: «Юниверсал петролеум», повстанцами, пиратами (на удивление гламурная публика!), пародией на миротворцев ООН и Китайской народной армией. Еще есть правительственные гвардейцы, но им отведена незавидная роль — пушечное мясо.
С бомбой и добрым словом
Mercenaries 2 от начала и до конца — метания от одного работодателя к другому. Выполнили несколько заданий для «ЮП» — вот вам скриптовый ролик-морковка и приказ двигать в джунгли, к партизанам. Ублажили герильерос — плывите на флибустьерские острова, и так далее, пока ядерный взрыв не нарисует жирную точку в судьбе злостного неплательщика. Самые популярные операции: захват форпостов, принадлежащих Кармоне, возня с VIP-персонами и катания на <вставьте название транспорта — от боевых катеров до «бигфутов»> — то по «чекпойнтам», то с ценными грузами. Чем больше миссий за плечами, тем толще ваш кошелек, шире ассортимент у торговцев на базах и теплее отношения с фракцией. Взятие форпостов открывает, помимо прочего, новые вертолетные площадки для мгновенного перелета.
Ах да, извольте представить помощников. Не считая хакерши Фионы, борьбу за светлое будущее Венесуэлы ведут еще трое граждан. Механик Ева почти бесполезна, если вы не ищете секретные запчасти, разбросанные по стране, — она создает из них уникальные образцы техники. Вечно пьяный пилот Миша («…потому что трезвым на этом рыдване летать нельзя») отвечает за точечные бомбежки и авиаудары, было бы топливо и боеприпасы, да зенитки не мешали бы. Наконец, ирландец Юэн — мастер на все руки: работает воздушным таксистом, доставляет оружие и транспорт, собирает бесхозные ресурсы (нефть, кипы денег, снаряды).
Только командовать летчиками неудобно. Вздумалось покататься на танке? Придется открыть КПК, перенести боевую машину в одну из трех «горячих» ячеек, закрыть КПК, вызвать меню поддержки, метнуть дымовую шашку и подождать секунд 20. Не помешает скрестить пальцы за спиной — Юэн сильнее всех пострадал при переезде игры на РС. Бедняга вылетает за пределы карты, наглухо зависает в какой-нибудь точке и попадает под обстрел в, казалось бы, двух шагах от родной штаб-квартиры.
Левое дело
Программные ошибки безумно раздражают и в то же время скрашивают унылые трудовые будни наемника. Увы, Pandemic Studios поставила не на интересные характеры, сценарий или геймплей, а на спецэффекты. Реклама не врет: в Mercenaries 2 можно снести практически любое здание или объект. Взрывы, конечно, не столь красивы, как в Battlefield: Bad Company и Crysis Warhead, но все равно симпатичны, тем более что тут есть ядерные заряды. На час безбашенного веселья их хватит; позже однотипные побочные контракты (поймать/убить/разрушить), аркадные поручения от напарников вроде «разбей 50 статуй из гранатомета за 2 минуты» и тесный мирок, где укрепления заклятых врагов порой разделены сотней метров, наступят сапогом на горло.
Картинка с торчащими повсюду ушами PlayStation 2 надоест куда раньше. Пластиковые пальмы, чудовищно размытые текстуры земли, автомобили, выезжающие из воздуха, резкая смена детализации, когда NPC и предметы прямо на глазах обретают четкие формы… Этот ужас никакими шейдерами не спрятать. Добавьте «глючащий» навигатор на мини-карте и тупой ИИ, неспособный обойти противника с фланга (прыгающие под колеса пешеходы — особое явление), и на душе станет совсем гадко. Шустрый «респаун» недругов — голубиный помет на огромной куче компоста. Проходить вдвоем? Нет, спасибо. И, прежде чем вы спросите: на Xbox 360 и PS3 дела тоже плохи. Видимо, чтобы никого не расстроить.
Не прошла
Повторив декорации и структуру позапрошлогодней Just Cause, Pandemic Studios подорвалась на том же минном поле, что и конкуренты. Жаль, что итогом стараний, как и тогда, стал еще один безногий GTA-клон. No pasaran!