Разработчик:Valve SoftwareИздатель:Valve SoftwareЛокализатор в России:Buka EntertainmentИздатель в России:Buka Entertainment Модель распространения: розничная продажа
Статус: в официальной продаже с 10 октября 2007 года
Российский статус: в официальной продаже с 10 октября 2007 года
ISO статус: релиз состоялся 11 октября 2007 года
Официальный сайт:Открыть (
Открыть русский сайт)
Жанры: Action (Shooter) / Logic / 3D / 1st Person / Compilation
Похожие игры: Day of Defeat, Day of Defeat: Source,
Half-Life,
Half-Life 2, Half-Life 2: Episode One, Half-Life: Blue Shift,
Narbacular Drop, Team Fortress for Quake, Wolfenstein: Enemy Territory
Multiplayer: (32) LAN, Internet
Пословицу "Тише едешь — дальше будешь" следовало бы высечь в граните и
повесить у входа в офис Valve Software. Студия Гейба Ньюэлла (Gabe
Newell) независима и состоятельна, а посему никуда не спешит. 16
месяцев, разделяющие премьеры Episode OneКраткая информация об игре и
Episode Two, на фоне пятилетней разработки Half-Life 2Краткая
информация об игре кажутся мигом. На сей раз поклонники, перетерпевшие
неоднократные задержки релиза, вознаграждены по-царски: шестью часами в
компании Гордона Фримена и Аликс Вэнс, головоломкой Portal и
многострадальным сетевым шутером Team Fortress 2. Valve продает эти
игры комплектом, так что в рецензии мы оценим каждую из них по
отдельности, а итоговый балл выведем, отталкиваясь от общего мнения о
наборе.
Оранжевая Аликс
Гвоздь программы — Episode Two, чьи события
разворачиваются сразу после бегства героев из разрушенного Города-17.
Оплот зла уничтожен, но праздновать триумф рано: на руинах возникла
огромная воронка расширяющегося портала. Если захватчики смогут открыть
окно в свое измерение, то землян уже ничто не спасет. Последняя надежда
на выживание — данные, украденные Аликс из главного сервера Цитадели. У
Фримена остаются считанные часы на доставку бесценного груза повстанцам
из Белой Рощи.
Собственно, этому и посвящен весь второй
эпизод. Опасная прогулка сильно напоминает Half-Life 2Краткая
информация об игре, хотя уличных боев нет — действие вышло далеко за
городскую черту. Полюбовавшись минут пять на симпатичные елки, мы
ныряем в катакомбы (в их роли выступают "Шахта Победы имени 50-летия" и
психоделичный улей муравьиных львов; по крайней мере, таких подземелий
в HL2Краткая информация об игре мы не видели), возвращаемся на
поверхность для забегов по радиоактивной жиже, рассекаем воздух на
полуразобранном "мускул-каре", решаем пазлы гравипушкой, дважды
попадаем в засады, кормим вражеский вертолет его же минами...
В общем, старые яйца в тот же профиль. Правда, с парочкой свежих
монстров и большим разнообразием знакомых ситуаций и декораций, в
отличие от Episode OneКраткая информация об игре, где единственной
новинкой были "зомбайны". И, несмотря на то, что HL2E2 оставляет
приятное впечатление (за вычетом битвы со страйдерами, в которой
побеждает не умение, а "quickload"), голову не покидает тревожная
мысль: неужели в третьей "серии" нам опять предложат полное дежа вю, да
еще без новых видов оружия? Прогресс не стоит на месте, и то, что вчера
срывало овации, осенью 2008-го вызовет недоуменную ухмылку.
Однако именно в техническом плане Episode Two выше своих
предшественников. Физический движок научился сращивать математические
расчеты с заранее созданной анимацией, что наглядно демонстрируют
крушение железнодорожного моста в первой главе и взорванные домики — в
предпоследней. Графический — освоил мультиядерные процессоры, "motion
blur", глубину резкости кадра и честные "мягкие" тени от фонарика (но
их почему-то отбрасывают не все объекты). Музыка, пролетавшая мимо ушей
в Half-Life 2Краткая информация об игре, стала агрессивнее и богаче за
счет более мощного ритма и звучных электрогитар.
"И всё?" —
воскликнут читатели, когда по экрану поползут строчки титров. Увы, даже
рекламный ролик из HL2E3 не покажут. Кое-как продляют жизнь игры
аудиокомментарии и охота на "достижения", выдернутые из Xbox
360-варианта (смысл у них нулевой: на консоли за выполнение заданий
типа "сбей машиной 20 противников" выдают ценные Achievement Points, а
у нас награда — чувство собственного превосходства).
На сколько растянется ожидание — год? два? Партизаны из Valve молчат.
Оранжевая дырка
Portal, как ни странно, лишь подогревает интерес к
заключительной части трилогии. Возможно, Фримен найдет там штуковину
помоднее надоевшей гравипушки — ручной генератор порталов от компании
Aperture Science, давней соперницы Black Mesa.
Настоящие
родители чудо-прибора — группа студентов из DigiPen Institute of
Technology, представившая в 2005 году бесплатную 3D-головоломку
Narbacular Drop. Ее суть: провести персонажа из точки А в точку Б,
преодолевая препятствия с помощью червоточин в пространстве. Выстрел по
левой кнопке мыши открывает синий портал, нажатие правой — оранжевый.
Сквозь образовавшуюся дыру можно ходить, прыгать, падать (сохраняя, что
важно, скорость) и проносить предметы.
Впечатленные
демо-версией, боссы Valve пригласили авторов Narbacular Drop в штат и
дали карт-бланш на внедрение технологии в Source Engine. Попутно к
проекту подключился сценарист Марк Лэйдлоу (Marc Laidlaw), связавший
историю Portal с вселенной Half-Life — Aperture Science и ее
сумасшедшие изобретения станут основой сюжета HL2E3.
Но
концепция осталась прежней. Portal — стильный коммерческий ремейк
Narbacular Drop, отступивший от исходных правил только в одном: здесь
запрещено протыкать пространство через портал. Число уровней выросло, к
стандартным пакостям добавились движущиеся платформы, сгустки энергии,
силовые поля и говорящие (!) охранные турели, бьющиеся в истерике при
падении на пол. Впрочем, чтобы пройти смертоносный полигон Aperture
Science, где нет никого, кроме механического женского голоса, вы вряд
ли затратите больше пяти часов. Ключ к единственно верному решению
почти всегда лежит на поверхности. Да и задачки, пусть оригинальные,
оперируют очень скромным набором элементов. Чем дальше вы
продвигаетесь, тем легче приходят разгадки. Хотя финальные испытания
хороши: гнусные сюрпризы разбавляют рутину, а остроумные тексты,
написанные бывшими ведущими сайта Old Man Murray, так смешны, что
сбивают с мысли.
Судя по аудиокомментариям, в Valve прекрасно
осознают, что Portal — пока лишь эксперимент. Разумеется, это не
оправдывает его временами чрезмерную простоту, отсутствие редактора и
"бонус-карты", полученные из глав с 13-й по 18-ю путем незначительного
изменения дизайна. Сами разработчики сейчас внимательно слушают глас
народа, размышляя, куда им ступать — к сиквелу или
многопользовательскому аддону.
Оранжевый отряд
Ну а за сетевые забавы в The Orange Box отвечает
Team Fortress 2. Ее судьба схожа с судьбой Prey: спустя годы на
прилавки попала совсем не та игра, о которой писали в ранних анонсах.
Впервые о TF2 мир узнал в 1998-м — тогда авторы Team Fortress for Quake
собирались выпустить ее платную версию для Quake 2. Годом позже
коллектив присоединился к Valve и перенес свои находки на движок
Half-Life, создав Team Fortress Classic.
В планах был и
полноценный сиквел — тактический экшен Team Fortress 2: Brotherhood of
Arms. К сожалению, проект превратился в долгострой. Многие из его идей,
вроде командиров, контролирующих ситуацию с высоты птичьего полета,
сброса парашютистов на территорию противника и системы голосовой связи,
затем всплыли в Battlefield 2.
Не рискнув соперничать с DICE,
Valve откинула напускную серьезность. Стиль сегодняшней Team Fortress 2
— сатира на "шпионские страсти" 1960-х, этакая помесь диснеевских The
Incredibles с No One Lives Forever. Мультяшным персонажам, наделенным
замечательной анимацией и озвучкой, тесно в рамках сетевых сражений;
они смотрелись бы гораздо уместнее именно в продолжении шедевра
Monolith. Нужный градус веселья задает и Valve. Экран статистики
оформлен как шоу: дабы подсластить гибель, ваше самолюбие потешат
табличкой "А теперь — хорошие новости", сообщающей о рекордном уроне,
длительности жизни и т.п.
При этом сущность Team Fortress не
изменилась ни на йоту. По современным меркам ее уровни крохотны, а
отстрел оппонентов — примитивен. Неужто нельзя придумать что-то
оригинальнее битв за ключевые точки и кражи чемоданов с компроматом?
Тем не менее, принцип "один в поле — не воин" радует и поныне —
сплоченная команда действует на порядок эффективнее.
На выбор
доступны бойцы из трех групп: "защитники" (пулеметчики, подрывники,
инженеры), "нападающие" (гранатометчики, огнеметчики, разведчики) и
"поддержка" (врачи, снайперы, шпионы). Героям выданы разные стартовые
запасы здоровья, скорость бега, вооружение и умения, поэтому игра за
любого из них приносит неповторимые ощущения. Наскучило переть
напролом? Убивайте врага издалека, стройте оборонительные рубежи или
делайте гадости, переодевшись в неприятельскую форму.
Некоторые из фирменных черт Team Fortress Classic вообще пропали. Нет
бронежилетов и гранат (они были уникальными для каждого класса!);
"стволов" поубавилось; в перечне карт — шесть названий. Трудно прогнать
обидное "черт, обделили!". С другой стороны, потери упрочили баланс, а
арены, специальности и "пушки" наверняка появятся в грядущих патчах или
фанатских модификациях.
Строго говоря, TF2 — обычный
мультиплеерный боевик с делением на роли, отличающийся от конкурентов
лишь за счет юмора. Конечно, если стрельба по забавным бойцам в красных
и синих костюмах — все, чего вам не хватает для счастья, то большего и
не надо.
81%
хорошо