Название в России: Герои меча и магии 4 Разработчик: New World ComputingИздатель: The 3DO Company Издатель в России: Buka Entertainment Модель распространения: розничная продажа Статус: в официальной продаже с 25 марта 2002 года Российский статус: в официальной продаже с 2002 года ISO статус: релиз состоялся 25 марта 2002 года Жанры: Strategy (Turn-based) / Isometric
Похожие игры: Age of Wonders, Age of Wonders 2: The Wizard's Throne,
Disciples 2: Dark Prophecy, Disciples: Sacred Lands, Heroes of Might
and Magic, Heroes of Might and Magic 3: The Restoration of Erathia,
Lords of Magic, Master of Magic Multiplayer: (8) hot seat
Вам не нужно читать эту статью. Вы уже и так все знаете, и если до сих
пор не держите заветные два диска в своих руках, то лишь по причине
временного падения Luck и Morale . Не стоит расстраиваться, "Герои" —
вещь абсолютно неизбежная для каждого уважающего себя умного игрока.
Сериал, насколько простой в освоении, настолько же многогранный в
глубине... Заведомо "Лучшая игра 2002 года" уже с нами. Гарантия ухода
из реальности в мир Аксеота минимум на пару месяцев. Жизнь ради героев
и все такое. И никакие "конкуренты" в лице Disciples 2 или Age of
Wonders 2 не смогут поколебать величественного замка Heroes of Might
& Magic. Это азбучная истина. Absolute Heroin Разглагольствовать в данной статье обо всех свежайших нововведениях не имеет смысла. Цельная подборка информации содержится в ГУголке,
обзоре бета-версии от коллеги Юрга и громадном, ежедневно пополняемом
FAQ'е. Лучше ограничиться кратким конспектом эмоций, дабы вы могли себе
представить (если еще не), ЧТО же такое Heroes of Might & Magic
4... Кампаний в игре шесть. Они хоть и небольшие, но довольно
разнообразные, дают представление о всех шести типах развития и
предлагают ознакомиться со всеми пятью школами магии и совершенно
прямолинейными варварами. Полное прохождение, очевидно, закончится
отдельными сценариями. Так было и так будет. В конце концов, часто ли
выходят столь притягательные игры? Врубаем сложность "Impossible"
(теперь это оооо!) под условным обозначением Champion Game, разрешаем
нейтральным монстрам шастать по нешироким окрестностям и: оп-ля!
Save/load/save/load... До поры до времени, конечно. Потом и тут
привыкнем все время выигрывать. Но ведь впереди еще мультиплеер, а это
уже совсем другая история. Генералы песчаных курьеров
Во многом новые Heroes возвращаются к своим истокам — некоторые
элементы явно позаимствованы из первой TBS от New World Computing,
King's Bounty. Блуждающие в определенном радиусе монстры, например,
могут доставить уйму хлопот новичкам, хотя после некоторой тренировки
вы научитесь использовать эти прогулки против самих "патрулей",
выкрадывая охраняемые артефакты путем нехитрых маневров.
Караван оказался крайне полезным изобретением, избавив нас от
необходимости держать в королевстве пустых и ненужных героев,
расставленных в цепочке для доставки подкреплений. Перебрасывать войска
теперь можно совершенно бесплатно как между замками, так и от
помеченных вашим флагом внешних монстрятников, в которых (наконец-то!)
обитатели не обновляются каждую неделю, а накапливаются. Единственное
слабое звено здесь — катастрофическое отсутствие свободных финансовых
средств, но об этом ниже. Несмотря на опасения некоторых
индивидуумов в отношении потенциальной слабости героев, легкой победы
над ними не получится. На карте в огромных количествах имеются как
различные объекты, перманентно повышающие важные параметры статистики,
так и старые добрые артефакты, серьезно разнящиеся в своих
характеристиках. А кампании опять радуют наличием сборных артефактов,
которые, правда, составляются из совершенно бесполезных штучек.
Частенько обхаиваемый Fog of War, пришедший в HoMM4 из всевозможных
RTS, на самом деле вносит много интересных моментов в игровой процесс.
Когда нельзя увидеть, что делает противник на уже открытых территориях,
острота ощущений многократно возрастает, пусть пока лишь при игре с
компьютером или в "hot-seat". Не стоит бояться внезапного появления
могущественного вражеского военачальника прямо перед замком — города
обладают широким "полем зрения", так что средний герой без подобающих
артефактов незамеченным к ним не подберется. Интерфейс — еще
одна сильная сторона Heroes 4. Столь продуманного "междумордия" не
было, пожалуй, со времен Diablo 2. Разработчики позаботились о
владельцах даже устаревших видео-карт, максимальное разрешение которых
равно 800x600. Разумно рассудив, что, раз человек играет в таком низком
разрешении, то и компьютер у него далеко не продвинутый, дизайнеры
отключили часть рюшечек. Зато и информация вся влезает, и тормозит
чуть-чуть меньше. Ну а для тех, кому 1280x1024, — и информации
побольше, и дракончики по углам развешаны. В общем, все для блага
человека. Другое дело, что играть на машине слабее P3-500 не
рекомендуется. Музыка с большой вероятностью будет заикаться, да и
графические тормоза дадут о себе знать. Пришла пора апгрейдить коней,
не так ли, господа герои? Наследники Лужкова
Строительным талантам в HoMM4 пришел быстрый и окончательный конец.
Можно, безусловно, долго возить пальцем по монитору, силясь выбрать
какое-нибудь сооружение второго, третьего или четвертого уровня, но
спор с самим собой обычно скоропостижно завершается, ибо мимолетный
взгляд на карту и оценка блуждающих монстров сразу выдают
предпочтительный вариант развития. Впрочем, развитие это обычно ведется
в условиях жесткой экономической блокады. Приносящий тысячу золотых в
день замок определенно не справляется с возложенной на него нагрузкой.
Выкупить хотя бы половину недельного прироста всех существ на эти
жалкие шиши чаще всего не получается. Разработчики мягко, но настойчиво
подталкивают игроков к экстенсивному пути роста королевства — с
несколькими разведчиками для захвата шахт и установкой контроля над
всеми способами добычи презренного металла. Тем большую ценность
приобретают герои с "Nobility", которые автоматически становятся мэрами
городов, обеспечивая свое королевство не только золотым навыком
"Estates", но и процентным приростом новорожденных в контролируемых
замках. Представляете, как полезно данное умение варварам с их Breeding
Pens? Двукратный приплод в некоторых кампаниях и сценариях — дело
довольно несложное. Но о дисбалансе говорить не приходится, ибо слишком
большое значение в боях имеет магия, которой варвары изначально лишены
(да и развивается она у них слишком медленно, даже если повезло выучить
начальный скилл любой школы). В бой идут одни старики
Вместе с шагом в изометрическую проекцию бои в Heroes 4 приобрели
множество тактических элементов. Во-первых, новейшие варианты
построения позволяют в самых первых схватках оградить героев от главных
вражеских сил, включая зловредных магов, к которым применяется правило
"line of sight". Жертвой развития пала накладываемая
шестигранная сетка, ушедшая вместе с гексами. Поскольку теперь в игре
применены небольшие клеточки, сетка уже не нужна, хотя к такому режиму,
конечно, придется привыкать. Армию здесь принято
укомплектовывать двумя героями — магом и воином. Первый, вестимо,
творит заклинания, а второй поднимает дух и увеличивает военные
характеристики всей армии, попутно заправляясь бутылочками и вообще
приглядывая за происходящим на поле боя. Однако даже воинов не стоит
кидать в самое пекло битвы. Неразвитый хлопец быстро может пасть от
рук, скажем, сотни фей. В случае тяжелых и продолжительных
боев имеет смысл брать в армию только магов, иногда даже трех сразу.
Цепочки из Mass Slow, Quicksand (о да, теперь они управляемые!) и Peace
of Song в состоянии вогнать в долговременный ступор неплохую армию. Ну
а пока они будут куковать, стрелки порубят самые опасные группы в
капусту. Важным нововведением является возможность сохраняться
прямо во время боя. Те, кто проходил сложные сценарии HoMM3, поймут
меня. Ведь иногда баталии по часу реального времени — вполне обычное
явление, и тут уже не до морально-этических аспектов. Режим IronMan в
Heroes 4 наверняка бы не прижился. Слишком много тонкостей. Так что
иногда единственной защитой от дурацких ошибок является "Load game".
Повышенная сложность игры — положительное свойство четвертой части.
Вынос любого количества подопечных героев первой наугад взятой
нейтральной армией на уровне Champion Game — отнюдь не редкость. Для
начала придется потренироваться на совсем уж слабых отрядах,
навербовать приверженцев в замке и лишь на второй-третьей неделе
высунуть нос до первой шахты. А то, знаете ли, смешанные армии требуют
индивидуального подхода; как правило, стрелки прикрываются более
скоростными юнитами ближнего боя. Хорошую сноровку AI
показывает при явном проигрыше. Если армия принадлежит вражескому
герою, вы довольно часто будете наблюдать предложение сдаться (в
смысле, он вам). Между прочим, еще и золотом порадуют. Случаи позорного
бегства компьютера крайне редки. А мы люди простые — деньги возьмем и
на следующем ходу опять нападем на выкинувшего белый флаг противника.
Вон он, неподалеку бродит. Не догнали — тащимся захватывать
вражеские замки. Теперь это менее тривиальная задача, нежели было
раньше. Вместо катапульты, разрушающей стены, приходится ломать ворота
подручными юнитами. Обычно это довольно длительный процесс, особенно
если в составе ваших сил нет сильных монстров. А пока вы ломитесь через
главный вход, армию обстреливают лучники с башен; укрывшегося за
стенами противника достать совсем невозможно. Плюс к стратегии, плюс к
тактике. Осады стали интереснее, хотя и нелогичностей хватает. Как вам
понравится, например, бегемот, стоящий на земле и с легкостью убивающий
лучников НА башне? Выглядит довольно странно. В поющих сияющих доспехах
Внешне игра выглядит великолепно. Об этом уже сто раз говорилось, и еще
столько же раз будет сказано. По сравнению с ней все "конкурирующие"
походовые стратегии просто отдыхают. Количество впихнутой анимации, без
всяких прикрас, поражает. При этом качество совсем не пострадало.
Конечно, здесь не нужен четвертый GeForce, достаточно мощного
процессора, но NWC в очередной раз доказала нам, что 2D — далеко не
прошлый, а самый что ни на есть настоящий век. Ролики, которые
выкладывались на ГУголке, все равно не могли передать той плавности
анимации, которая присутствует в боях и на карте. Это лучше видеть
своими глазами, впитывать и переживать еще раз во снах. Привыкание к
новому стилю проходит в разы быстрее, чем это было, например, при
переходе с HoMM2 на HoMM3. Самый плавный апгрейд за весь период
героизма, одним словом. От графики не отстает и музыка.
Выполненная в различных стилях, от кельтских напевов до оперных арий,
она возвращает нас во времена второй части, где стиль был выдержан по
максимуму. 80 минут оригинальных треков — это вам не средненькие
мотивчики, здесь чувствуется опыт и профессионализм талантливых
мастеров своего дела, участвовавших в написании треков. Если вы еще не
купили игру, саундтрек можно найти в этом разделе ГУголка. Раздражает
только одно: все MP3 записаны в игре в 128-килобитном качестве, хотя на
втором диске осталось порядка 300 свободных мегабайт. Логика
разработчиков, отказавшихся от 256/320 килобит, непонятна. Разве что
место в памяти сохранить пытались... В общем, легкий минус. В самой
игре не мешает, заметно лишь при отдельном прослушивании.
Вполне логично, что в такой большой бочке меда, как Heroes 4, не могла
не заваляться чайная ложка дегтя. К примеру, в стартовом релизе игры
мультиплеера практически нет, за исключением "hot-seat". Конечно,
режимы будут добавлены в патче и/или в аддоне, но ведь большая часть
успеха сериала всегда состояла в усиленной поддержке
многопользовательского сегмента, и его отсутствие слегка раздражает.
Зато заранее устанавливается GameSpy Arcade — намек на будущие вариации
развлечений. Другим минусом является скоротечность большинства
кампаний. Лишь в одной из них количество сценариев равно восьми, тогда
как в остальных цифра колеблется у отметки "5". Разумеется, если все
это сложить и еще прибавить солидную группу одиночных сценариев,
получится пара месяцев только однопользовательской игры... Но нельзя же
не побрюзжать! Хочется большего! Одна надежда на самодельные сценарии и
кампании, которые, конечно же, появятся весьма и весьма скоро, несмотря
на... ...Среднего качества редактор. Система "drag&drop",
заменившая "кисточную" систему редактора из Heroes 3, далеко не всегда
удобна (в частности, при "зарисовке" карты размера XL). Кисточкой можно
наносить лишь текстуры земли — все остальные объекты выставляются в
единичном порядке. Конечно, в таком режиме можно наворотить очень
красивые пейзажи, но времени это займет — будь здоров, ведь даже
случайной генерации карт в текущей версии пока нет, хотя она обещана
авторами в будущем. Несомненные плюсы нового редактора и игры —
псевдотрехмерная поверхность и большее количество импортируемых
событий. Конечно, ни в какое сравнение с Heroes 3.5 редактор четвертых
"Героев" не идет, но разнообразие, тем не менее, присутствует. Есть к
чему стремиться в создании собственных миров. Heroes' Land
Вы знаете, что делать. Вы знаете, что нельзя тратить время на чтение
этого заключения. Игра года ждет вас. Сначала "single", потом "multi",
потом аддон, потом выборы лучших проектов. Все это еще впереди. Новая
эра наступила. И не только во вселенной Аксеота. Революция пришла в наш
мир, магия вновь схлестнулась с силой. Победителями будем мы все.
Прощай, работа. Прощайте, друзья. Заявление "по собственному" уже
написано и ждет подписи шефа. Героям ничто не должно мешать. Fare thee well.
|