В конце 2006 года отечественная компания World Forge выпустила историческую стратегию «Войны Древности: Спарта». Игра получила достаточно лестные отзывы, но, как и продолжение «Судьба Эллады», базировалась на событиях, произошедших в античности. А ведь как хотелось нам принять участие в битвах на родной земле, заодно освежив в памяти страницы средневековой истории. Озаботившись этим вопросом, ребята из World Forge сотворили недавно еще одну RTS — «Золотую Орду», переносящую геймера из далеких времен в тринадцатый век в Восточной Европе.
Между двух огней
Новую игру можно сравнить с очередной частью
бразильского сериала — она жутко напоминает все предыдущие. Если вы
поставите перед собой два монитора, на одном из которых запустите
прошлое творение воронежской компании, на другом «Золотую Орду», а
затем отойдете на два метра от экранов, то вряд ли отличите одну
картинку от другой. И это немудрено, ведь World Forge использует в
своих стратегиях одни и те же идеи по несколько раз, лишь немного
дополнив их чем-то новым. Уши «Спарты» торчат здесь буквально отовсюду:
движок, кампании, создание юнитов, добыча ресурсов, строительство
зданий — все напоминает нам о предшественнице.
Однако главное отличие налицо: действие перенеслось в
средневековую Восточную Европу, во времена, когда на Русь напирали
монголы и тевтонцы. Сюжет как таковой отсутствует. Авторы просто
преподнесли нам исторические справки перед миссиями и попытались
воссоздать отдельные сражения. Кстати, один из недостатков «Спарты»
проявился и в «Орде»: тут вы тоже не увидите красивых и завораживающих
роликов с хорошей операторской работой, вместо этого предлагается
взглянуть на небольшие (и скучные) скриптовые сценки на движке.
Мы построим Город
И если за отсутствие захватывающего сюжета сильно
винить разработчиков мы не будем, все-таки стратегия историческая, то
за вторичность геймплея пожурим. Собственно, если вы видели любую
классическую RTS, то прекрасно представите себе большую часть элементов
геймплея — почти всегда придется строить базу и войска, после чего
сражаться с врагом (хотя изредка и предлагается выполнять миссии лишь
небольшим коллективом бойцов). Присутствуют и дополнительные задания,
где надо как-то переговорить со старостой деревни или освободить ее. В
общем, чего-то оригинального ждать не приходится.
Двое наших спрятались в травке, и пробегающие мимо монголы их не увидят. |
В игре четыре вида ресурсов. Дерево добывается в лесу,
металл в шахтах, популяция расширяется при помощи главного здания и
захваченных деревень (чем больше — тем лучше), а лошади (нужные для
создания всадников) выращиваются в конюшнях. Здания, коих в игре
немного, делятся на два типа — обычные и специальные. К первым
относятся те, в которых можно нанять бойцов, произвести оружие дли них
либо попросту добыть ресурсы. А ко вторым — всевозможные стены,
укрепления и ловушки.
Впрочем, у наций есть и особенности. Так, русичи
возводят строения не только с помощью обычных крестьян, но и пользуясь
главным домом — Городом — к которому пристраиваются остальные, та же
казарма для экипировки и тренировки солдат. Монголы собирают постройки
как детский конструктор и способны быстро, с помощью телег и лошадей,
перебросить их в другое место, развернув там лагерь. Крестоносцы лишены
такой возможности, но зато не привязаны к какой-то точке, поэтому
возводят строения во многих районах карты, а также ставят стены, где
захотят, то есть могут помешать врагам ходить по какой-нибудь дороге.
Кто не спрятался, я не виноват
Есть у наций и некоторые другие отличия. К примеру,
монголы — прирожденные кочевники, обладают большим количеством людей,
поэтому совершают быстрые стремительные набеги на села врага и атакуют
издалека. При этом они научились хорошо маскироваться, используют
специальное умение, с помощью которого пробираются незамеченными прямо
под носом у неприятеля. Кроме того, эти товарищи не понаслышке знакомы
с порохом и создают отличные осадные орудия для уничтожения укреплений.
А еще их всадники способны стрелять из лука, сидя верхом на лошади, и
быстро перемещаться по карте. Однако эта раса имеет слабые строения и
плохую броню. Что тут говорить — внуки Чингисхана в игре (в отличие от
реальной истории) берут числом, а не умением.
Многие здания у русичей пристраиваются к главному дому. |
Русичи обожают обустраиваться в городах, защищая их
крепкими стенами. Наивные, они еще не знают, какой техникой обладают их
восточные соседи. Помимо этого, у наших предков есть сильные воины
(богатыри) и неплохие лучники. Русские тоже умеют прятаться, залегая в
густой траве, но с монголами в деле маскировки им не сравниться.
Крестоносцы — своеобразные киборги тех времен. Их армия
основана на сильных воинах, с ног до головы запрятанных в почти
непробиваемое железо. Одетые в доспехи бойцы медленно передвигаются по
карте, прикрываются от стрел щитами и атакуют врага преимущественно в
ближнем бою. Однако и их минусы ощутимы — медленная кавалерия не может
догнать более быстрого противника, а арбалетчики тратят драгоценные
секунды на длительный процесс перезарядки оружия.
Воин вашей мечты
Как и в «Спарте», в «Золотой Орде» можно самостоятельно
экипировать юнитов. Этот процесс хоть и стандартен для всех наций, но
немного различается в деталях. У русичей имеется дружинник, которого
можно оснастить любым видом оружия, по достижении первого уровня
получающий соответствующую специализацию (скажем, если он носил к тому
моменту лук, станет лучником). После получения третьего уровня парень
превратится в воеводу, а четвертый позволит ему носить гордое имя
«богатырь». Кроме того, в захваченных деревнях набираются ополченцы,
используемые в качестве ремонтников, строителей ловушек и рабочей силы,
а также вспомогательных отрядов в бою.
Ворота открыты, но бойцы яростно защищают свой город. |
У крестоносцев два вида бойцов — рыцарь и капитульер.
Первый более силен, поэтому ему лучше вручить клинок, а второй — быстр,
следовательно, обрадуется чему-нибудь дальнобойному. Специализация, как
и у русских, зависит от оружия и появляется только по достижении
первого уровня.
Юнит монголов адууч воспитывается в юртах воителей и в
главном здании. Его можно снова использовать на строительстве и добыче
ресурсов, если не хватает рабочих рук, даже после того, как тот выйдет
на поле боя с оружием, но только пока не получит первый уровень. Иначе
же, если парень держал к этому моменту в руках меч, он превратится в
тюргена, если лук — в начина, а если копье — в некура.
Постройки в «Золотой Орде» уничтожаются с помощью горящих факелов. |
Экипируются бойцы в особом меню. Подобранные
крестьянами щиты, дубинки, мечи и прочие вещи автоматически
перемещаются в инвентарь и становятся доступными для использования.
Стоит нажать на нужный вид оружия, и он тут же появится в слоте у
солдата. Если же в округе не валяется никаких полезных вещиц, их можно
создать в кузне, потратив дерево и металл. Но трофеями пользоваться
выгоднее, к тому же, их нетрудно превратить в небольшое количество
ресурсов.
Сильный командир
Подобно другим RTS, в «Золотой Орде» есть герои,
обладающие несколькими типами умений. Стратегические влияют на что-то в
общем, могут увеличить шкалу здоровья или дальность видимости всех
юнитов ближнего боя геймера. Тактические распространяются на небольшую
площадь и важны в данный момент, скажем, распределяют часть урона
дружественному солдату между остальными. Ну а боевые влияют на самого
героя. Они способны помочь создать небольшое землетрясение, захватить
часть супостатов в рабство, проскакать на лошади с большой скоростью,
сбивая всех с ног, кинуть отравленный нож и все в таком духе. Причем
использовать умения подряд несколько раз нельзя, после каждого
применения требуется время для восстановления. Навыки поделены между
героями: монголы не умеют ломать лед под вражескими воинами, а для
русичей это— плевое дело.
Стоящие на пригорке юниты противника видят дальше, чем наши у подножия, поэтому и стреляют лучше. Но это их уже не спасет. |
Простые солдаты не отстают от командиров и имеют по
несколько умений, не делимых на типы и зависящих от уровня и
специализации ратника. Русский мечник не сможет спрятаться в траве, а
лучник не станет заниматься самолечением или ломать мечи неприятеля и
бросаться в него камнями.
Еще в «Золотой Орде» реализовано действие погодных
явлений. Вверху экрана располагается стрелочка, указывающая направление
и скорость ветра. Так что если лучник будет вести огонь по нему, то
добьет дальше, нет — ближе. Снег уменьшает радиус зрения и дальность
стрельбы, а дождь ухудшает передвижение. Кроме того, если вы выведете
тяжелых бойцов на лед, то он потрескается, а если оставите их стоять
там, то проломится, и воины утонут, а дыра со временем затянется.
Подобные мелочи вносят некоторое разнообразие в привычный геймплей.
Во время битвы в лесу рядом с воинами могут падать деревья. |
С юга на север
«Золотая Орда» использует тот же движок, что и
«Спарта», поэтому внешне игры схожи. Но если год назад графика радовала
глаз, а изображение казалось четким, то сейчас все тянет максимум на
определение «средненько». Камера универсальна — ее можно вращать вокруг
своей оси, а также приближать и удалять. Но не рекомендуем вам пытаться
подойти к полю боя вплотную: увидите слабо прорисованные модели и
размытые текстуры.
Город крестоносцев — в зданиях угадываются очертания католических церквей и монастырей. |
Особых спецэффектов тут нет, кроме следов на снегу,
поднимаемой при беге пыли, плюс огня и дыма. Как и в «Спарте», при
уничтожении здания солдаты подходят к нему почти вплотную и начинают
закидывать горящими факелами, после чего оно медленно вспыхивает и
постепенно разваливается на части. Причем отлетевший в сторону кусок
обуглившейся головешки может попасть в стоящего рядом бойца и сбить с
ног — выглядит это забавно. А во время боя в лесу периодически падают
деревья. Вот и все эффекты.
Построив шахту, удастся добыть лишь часть запасов металла, потом придется углублять разработку, тратя на это дерево. |
Озвучка, как и в большинстве отечественных творений,
положительных эмоций не вызывает. Актеры не слишком хорошо отыгрывают
роли, а порой говорят так, что понять смысл можно, только прочитав
дублирующий слова текст. Музыка же среднего качества и вполне
соответствует происходящему на экране.
Освобождение от ига
Геймерам, которые год назад играли в «Спарту», «Золотая
Орда» не покажет ничего нового, кроме трех наций и соответствующих им
зданий и юнитов. Кампания линейна, миссии стандартны и сводятся к
простым схемам: помочь друзьям и получить от них награду за поддержку,
уничтожить вражеское поселение или скрытно пробраться в стан
противника. Кстати, местные стелс-операции наталкивают на мысль о
низком уровне реалистичности. Где это видано, чтобы в чистом поле три
русских воина не заметили стоящего в метре от них монгола,
воспользовавшегося способностью «невидимость»? Что ж, подведем итог:
ребята из World Forge создали рядовую RTS, без изюминок и красочных
роликов, во многом вторичную и запоздавшую с выходом минимум на год.