Miller:
The funky spaceman over there is Mr. Cooper.
What exactly is it you do on board this ship Coop?
Cooper: Listen up doc. I'm
your best friend, okay?
I'm the lifesaver and the heartbreaker.
Miller: He's a rescue
technician.
— Event Horizon («Сквозь горизонт»)
Космический «ужастик» от
авторов The Sims — мысль,
пугавшая меня похлеще внеземных
тварей. Может ли команда, в чьем
экшен-резюме — один GTA-клон
по мотивам «Крестного отца»,
произвести на свет не то что
блокбастер, а хотя бы сносный
проект? Десять напряженных часов на
борту корабля «Исимура» дают
четкий ответ: может, если черпать
идеи у классиков и правильно
подавать их к столу.
Чужие
Но гораздо важнее другое:
Dead
Space — по-настоящему жуткая
штука. Она не терзает уродцами,
стоящими за дверью. Не раздражает
бесконечными толпами «мяса».
Не топит в литрах кетчупа. Нас
осторожно теребят за нервы, ясно
давая понять — безопасных мест нет.
Куда бы ни ступил инженер Айзек
Кларк, его ждут одиночество и
неизвестность, пронизанные
холодным шепотом и биением сердца.
Зачем стращать темнотой, когда
довольно одной неприятно мерцающей
лампы? «Расчленяй их», — гласит
кровавая надпись на стене. Сказано —
сделано. Мы охотно кромсаем экипаж
«Исимуры», топчем чей-то
кишечник и орудуем плазменным
резаком.
Ибо страшно. Потому что чудовища
уязвимы в строго определенных
точках. Потому что модный защитный
костюм намного слабее, чем кажется.
Потому что, неровен час, выползет
белый, похожий на ската, зверь с
большим клювом и сорвет с трупа
кожу, породив очередного мутанта.
Даже рядом со станцией для записи
«сейвов» — святыней жанра! —
судьба нет-нет да подбросит гнусный
сюрприз.
И ведь, что забавно, мы это видели
раньше. Заядлые игроки и киноманы
со стажем получат отдельное
удовольствие от поиска отсылок,
параллелей и заимствований — как в
сюжете, так и в дизайне. Тут вам
«Чужие», обе System Shock,
«Сквозь горизонт», Half-Life,
«Нечто» и «турбозомби» из
снайдеровского «Рассвета
мертвецов». Череп с щупальцами и
залежи органики на полу.
Омерзительные «младенцы» и
садистские эксперименты. Угрызения
совести и глобальные заговоры.
Эпизод с отравой в гидропонном саду
(!) и концепция «рядовой технарь
против монстров». Да, EA Redwood Shores
знает толк в НФ-хорроре.
Пикантность истории придают
религиозные мотивы. Безумные
догматы вымышленной церкви
унитологов, повинной в резне, очень
схожи с земной сайентологией.
Шок
Для полной ностальгии по System
Shock недостает коварной SHODAN,
хакерских навыков и
киберпространства. Мы покупаем
патроны и снаряжение в электронных
киосках. Тратим «силовые
шайбы» на улучшение оружия и
костюма, ими же отпираем кладовые с
«подарками». Встроенный
кинетический модуль позволяет
толкать и швырять предметы,
магнитные ботинки выручают в
условиях нулевой гравитации,
стазис-модуль замедляет объекты и
противников. Чудо-устройства
располагают к решению головоломок,
которые, уступая по
изобретательности Portal, в
меру хитры и не грешат повторами.
Статистику портят лишь две
финальные главы, где мы битых
двадцать минут, вплоть до самой
развязки, тащим тяжелую платформу
по рельсам.
А еще мы крохоборствуем. Не
думайте, будто тут разрешат
«прокачать» винтовку, огнемет,
бензопилу с дистанционным
управлением (эх, ее бы в Рейвенхолм!)
и широкий резак. Найденных
«шайб» хватит максимум на один
вид оружия, не считая важных
вкладов в здоровье, объем кислорода
и продолжительность стазиса. К тому
же каждая схема модернизации
построена так, чтобы, продираясь к
«урону +3», пришлось заполнить
несколько бесполезных
узлов-пустышек. При желании редкий
ресурс можно купить в магазине,
если жаба не задушит. Десять тысяч
кредитов — это две средние аптечки!
Деньги хоть и вылетают из тушек, но
их, как и положено в survival horror, все
равно мало. Пускаете слюни на
скафандр 5-й модели? Начинайте
экономить!
Паранойя
Мораль космической басни проста:
откопал артефакт с непонятными
символами — жди беды. Ремонтный
челнок «Келлион» прибыл в
систему Эгида, дабы выяснить,
почему пропала связь с шахтерским
судном «Исимура» — огромной
махиной, в буквальном смысле
раскалывающей планеты. Злой рок
преследует Кларка и его товарищей с
первых секунд. Сначала — грубая
посадка в стыковочном доке и
сгоревший ускоритель. Через минуту
два пилота будут порваны в клочья
«комитетом по встрече», а
безоружный Айзек помчится к
ближайшему лифту в надежде на
спасение.
Пока герой, задыхаясь, бежит
навстречу зрелищной сценке, та
часть мозга, что не охвачена
паникой, тонет в атмосфере игры,
отмечая мириады нюансов:
великолепную анимацию, плавный, без
падения скорости, геймплей,
неглупый ИИ, гоняющийся за Айзеком
по этажам с помощью вентиляции. Еще
есть читкоды, зашифрованные в
настенных граффити, и динамическая
музыка Джейсона Грейвса (Jason Graves) — ритмичная, неуютная, мрачная, не
бьющая «в лоб» подсказками
«Обернись, иначе съедят!».
Саундтрек не предвосхищает события
и не перетягивает на себя одеяло,
подчас оставляя нас наедине с
леденящими душу звуковыми
эффектами. (По любопытному
совпадению, сейчас Грейвс
работает над Aliens: Colonial Marines.)
Достоин похвал и стильный, пусть
несколько нелогичный (кто, кто
повесил полезные индикаторы на
спину?!), интерфейс. Закрепленный на
запястье проектор выводит
видеозаписи, обрывки дневников,
инвентарь и список заданий прямо
перед глазами Айзека. Поэтому,
прежде чем лезть на мини-карту,
зыркните по сторонам или
воспользуйтесь лучом-навигатором.
Вскрывая истинную сущность Dead
Space — линейный боевик с
первоклассной режиссурой, — синяя
полоска тотчас укажет удобный путь
к текущей цели и ни разу не
ошибется.
Возможно, EA не стоило облегчать
прохождение до такой степени (в
конце концов, здесь мало развилок),
за что ей, уверен, воздастся от
поклонников System/BioShock.
Впрочем, кто бы чего ни кричал, для
«первого блина» DS на
удивление хороша. Особенно радует
то, сколь аккуратно дизайнеры
применяли клише. Легендарные хиты —
«месть за аптечку», «защита
NPC», «долгий спуск на лифте в
компании недругов» и «поездка
с тиром» — не повторяются чаще
одного или двух раз. Перегнули
палку разве что с «перебей гадов —
дверца откроется» и девятой
главой, где сценарист принес
здравый смысл в жертву
повествованию.
Он ЖИВОЙ!
Такой могла бы стать Doom 3,
делай ее люди с фантазией вместо
заслуженных программистов Америки,
— красивая, жесткая, ловко
чередующая кошмары, драму и
адреналин. Дождитесь вечера,
прибавьте громкость и выключите
свет. Впечатления гарантирую.