Жизнь секретного агента, какой ее показывают книги и фильмы, будто создана для компьютерных игр. Мужественно-элегантный герой бьет врага в челюсть, стреляет, тихо ступает на цыпочках, догоняет или убегает, а за кулисами власть имущие строят козни… На этой основе сделали много экшенов и, если отбросить футуристическую Deus Ex, ни единой RPG. Поэтому Alpha Protocol от Obsidian Entertainment — почти пионер в жанре. Жаль, кроме темы, необычного в проекте мало. Студия пошла на модный компромисс и сильно разбавила боевиком «прокачку» и отыгрыш.
Бондоборния
Начинающему разведчику Майклу
Тортону крупно не повезло. Не успел
он толком поработать в ЦРУ, как
руководство применило протокол «Альфа»
и уничтожило данные о новичке,
после чего отправило его на Ближний
Восток с особым поручением.
Выполнив задание, молодой человек
узнал, что объявлен в розыск как
государственный преступник —
организация предала своего. Теперь,
лишенный связей и поддержки, он
должен в одиночку вернуть себе
честное имя и разоблачить
заговорщиков. Сперва авторы
задумали сотворить мир,
максимально похожий на
действительность, без аналогов
магии и волшебных артефактов. К
сожалению, позже идею отвергли.
История закручена в духе «Сирианы»
и более-менее достоверна, зато
трюки и арсенал запросто подошли бы
Джеймсу Бонду или Итону Ханту из
«Миссия:
невыполнима». Разработчики
обещают, что совсем в фантастику не
уйдут, но эффектность и беглость
прохождения они явно ставят выше
правдоподобности.
Обычные пулеметы и винтовки
дополнены электромагнитными
гранатами, лазерными ловушками и
прочей экзотикой. То, что Майкл
таскает за пазухой три вида оружия,
не стоит придирок. Гораздо
сомнительнее затея с бесконечными
патронами: она логична, однако
угрожает балансу. Теряют смысл
бесшумные вылазки и ближний бой,
ведь проще прилипнуть спиной к
стене и, высовываясь, постреливать
из «снайперки» или пистолета с
глушителем. А приемы, включающие
«сло-мо» и временно отменяющие
перезарядку, наверняка упростят
битвы до примитивности. Впрочем,
для каждой миссии предусмотрен
один оптимальный стиль действий, и,
возможно, герою таки навяжут американское
кэнпо и прятки за ящиками.
Think Mass
Спланировано приключение на
манер Star Wars: Knights of the Old Republic
или Mass Effect, разве что
масштаб помельче. Известно, что
Тортон побывает в Саудовской
Аравии, России, Италии и Китае,
причем порядок игрок выберет сам.
Бродить по улочкам и глазеть на
достопримечательности беглецу
опасно и некогда, так что для него
открыты лишь основные сюжетные
локации да секретные квартиры — по
одной на страну. Там есть телевизор
и компьютер с доступом в Интернет.
Если на задании Майкл палит не
глядя и громит все, что под руку
попадет, то в новостях будут
сообщать о пожарах, взрывах и
других учиненных им безобразиях (слабовато
наказание за хулиганство: шумиха в
СМИ и нагоняй от хозяина убежища).
Через всемирную сеть сбывают
награбленное и закупают оружие.
Хранят экипировку в специальных
шкафчиках, запрятанных в мебели а-ля
«Мистер
и миссис Смит». Эх, опять
шпионское позерство… В гардеробе у
агента лежит куча одежды на любой
случай профессиональной жизни, но
переодеваниями маскировку не
ограничили. Тортону можно
приклеить усы, бороду, подобрать
солнечные очки, а вот черты лица уже
готовы, и изменить их нельзя. По
этому поводу авторы замечают, что
для RPG главное — свобода в развитии
талантов.
Однако ждать ролевых изысков от
игры ни к чему. Obsidian впервые не
связывали сторонние лицензии, и
студия придумала новую,
простенькую систему с оглядкой на
поклонников шутеров. Формально
разведчиков не делят на классы,
хотя желающим предлагают выбрать
свою «предысторию». Вместе с
ней они получат стартовый набор
навыков и смогут автоматически
повышать уровень — экшен из Alpha
Protocol выходит легко. Но никто не
мешает начать с белого листа и
улучшать характеристики вручную.
Десять шкал отвечают за владение
огнестрельным оружием, защитные
качества, скрытность, умение
взламывать электронику,
устанавливать ловушки и т. д. Правда,
чтобы выжить, их недостаточно: бои
проходят в реальном времени, а
значит, меткость и реакция самого
игрока тоже важны. Как ни странно,
хороших рефлексов и решительности
потребует… общение.
Past the point of no return
Люди, с которыми будет водиться
агент, принадлежат к разным группам.
Военные ли, преступники или
таинственные лазутчики «G22» —
все друг за друга стоят горой.
Навредишь одному — осерчает вся
когорта, поддержишь — ожидай
встречной услуги. На слова они
реагируют не менее чутко, чем на
поступки. Едва на горизонте
возникает очередной персонаж,
Тортон наводит о нем справки.
Собранное досье подскажет подход к
человеку и позволит добиться его
расположения — задумка с подвижным
уровнем влияния перекочевала из SW:
KotOR 2. Только в AP
простора для ляпов побольше. Дело в
том, что тут надо отдавать
предпочтение не реплике, а «отношению»:
учтивости, сдержанности или
вспыльчивости. Решать лучше быстро,
как в Fahrenheit, иначе через
несколько секунд беседа пойдет
дальше, и прокрутить ее заново не
дадут. Любопытно, что
доброжелательность порой
неуместна. Журналистам показывали
сценку, где Майкл пытался добыть
сведения у привлекательной
репортерши. Когда он начинал
флиртовать, девушка осторожничала
и уходила от ответа. Если же шпион
был холоден и подчеркнуто
безразличен — волновалась и
нечаянно выдавала факты. Кстати, в
будущем она могла бы войти в гарем
верных любовниц и продолжила бы
помогать с миссиями.
Перспективнее всего в AP выглядит сценарий. Повествование доверили Крису Авеллону (Chris Avellone), главному дизайнеру Planescape: Torment и Star Wars: Knights of the Old Republic 2 — The Sith Lords. Он уверяет, что игрок сильно влияет на развитие сюжета, причем нельзя поступать сплошь хорошо или плохо: в поворотных точках обстоятельства слишком неоднозначны. Последствия казалось бы мелких действий якобы станут видны гораздо позже, некоторые — ближе к финалу. Немного тревожат совершенно прозрачные примеры «роковых минут», описанные разработчиками, — не чета The Witcher. Допустим, застрелить схваченного торговца оружием или пощадить? «Смерть преступникам», — думает законопослушный и зарабатывает одобрение спецслужб. «Мертвый — значит бесполезный», — рассуждает практический ум, принимает у пленника взятку и отпускает его, затем огребает негодование властей и приобретает нового поставщика боеприпасов. В целом же есть опасение, что Obsidian превратит историю в голливудский комикс, а реалистичными сделает только декорации. Если не найдется места ни жизненной глубине, ни юмору No One Lives Forever, мы в лучшем случае получим выжимку из «Бондианы» и кинотрилогии о Джейсоне Борне.
* * *
Выходцы из Black Isle хотят создать
одновременно доступную и
увлекательную ролевую игру, но пока
проект похож на легкий, в какой-то
степени нелинейный боевик,
украшенный диалогами. Alpha Protocol
даже внешне напоминает Mass Effect,
и постоянные сравнения с любимицей
публики лишь усложняют ей жизнь.
Чтобы победить в этом состязании,
симпатичной картинки и
динамичности не хватит. Впрочем,
душу греет надежда, что нас наконец-то
не заставят спасать RPG-вселенную.