Страна: Россия
Год 2009
Режиссер: Владимир Бортко
В ролях: Богдан Ступка, Владимир Вдовиченков, Игорь Петренко, Борис
Хмельницкий, Михаил Боярский, Владимир Ильин, Юрий Беляев, Петр
Зайченко, Александр Дедюшко, Любомирас Лауцявичус, Матлюба Алимова,
Даниэль Ольбрыхский, Магда Мельцаж и др.
Сценарий: Николай Гоголь, Владимир Бортко
Бюджет: $25 млн.
Продолжительность: 100 мин.
Премьера в России: 02 апреля 2009
Рецензия:
Приняв
сыновей после долгой разлуки (Андрий и Остап постигали науку), лихой
казак Тарас Бульба решает отправиться в Запорожскую Сечь, повидаться с
товарищами и помахать саблей. Там до него доходят печальные вести:
клятые ляхи сожгли родное поселение и убили жену. Недолго думая, казаки
собираются в поход. Бить врага иноземного, крушить католиков ради
Святой Богородицы. Но если старший сын, Остап, будет сражаться до
последнего, то младший, Андрий, влюбится в польскую панночку, что
приведет к серьёзным разногласиям с отцом и печальному исходу…
Экранизация классики русской литературы – дело опасное, почти
авантюра, если не иметь в голове четкого представления о том, что
именно в итоге должно перекочевать из текста на кинопленку. Экранизация
прозы Гоголя – опасней вдвойне. Постановка с расчетом на юбилейные
празднества – почти приговор. Впрочем, за режиссёрский штурвал «Бульбы»
встал Владимир Бортко, не раз переносивший на экран лучшие образцы отечественной литературы («Собачье сердце», «Идиот», «Мастер и Маргарита»),
что, если и не гарантировало успеха, то, как минимум, вызывало
закономерный интерес. К сожалению (а возможно и к счастью), Николай
Васильевич не поддался на режиссерские «уговоры», оставшись где-то в
стороне от разыгранного актёрским ансамблем во главе с Богданом Ступкой.
И главная проблема фильма отнюдь не в разночтениях с оригиналом. В
конце концов, сам факт экранизации подразумевает свежий взгляд,
переосмысление написанного, а многие монологи и диалоги, включая
закадровый текст в характерном исполнении Сергея Безрукова,
взяты из книги, слово в слово. А в отсутствии ясного и внятного
стержня, законченности и продуманности рассказываемой истории, как бы
парадоксально это ни звучало в отношении художественной визуализации
гоголевского мира. Поначалу кажется, что режиссёр знает, чего хочет,
намечая вектор последующих событий, но после приезда Тараса с сыновьями
в Запорожскую Сечь (а это буквально 12-15 минута фильма) картина явно
выходит из обозначенной до этого системы координат, отправляясь в
свободное плавание с бесконечными «Есть ещё порох в пороховницах!»,
«Добре, сынку, добре!» и «Товарищи, постоим за веру православную».
Патриотический пафос определенно не лишен смысла, важна лишь его
(патриотизма) подача. В случае с «Бульбой» это комично, и не более.
Кажется, что в какой-то момент у Бортко просто отняли режиссёрский компас, и он решил идти наугад, упиваясь монтажом бесконечной осады польской крепости.
В «Тарасе Бульбе» самого Тараса отчего-то совсем не жалко, куда обиднее за выдающегося актёра Богдана Ступку,
играющего широко, с обнаженным нервом и живыми глазами. Выложись также
вся съёмочная группа, перед нами было бы совсем другое кино. По факту
же – явственная недостача пороха в соответствующих емкостях…
|