«Самый лучший фильм», 2008 Авторы идеи: Гарик Харламов и Артак Гаспарян Режиссёр: Кирилл Кузин Сценарий: Гарик Харламов, Артур Тумасян, Артак Гаспарян, Джавид Курбанов, Александр Онипко Операторы: Улугбек Хамраев, Сергей Дандурян Композитор: Юрий Потеенко Продюсеры: Гарик Харламов, Александр Дулерайн, Дмитрий Троицкий, Артак Гаспарян, Тимур Хван
В ролях: Гарик Харламов, Михаил Галустян, Иосиф Буяновский, Елена
Великанова, Армен Джигарханян, Павел Воля, Валерий Баринов, Дмитрий
Нагиев, Дмитрий Сычев, Ксения Собчак, Борис Моисеев, Римма Маркова,
Владимир Турчинский и другие. Появление пародийной и максимально
абсурдной комедии вроде творений братьев Цукер или братьев Вэйансов
ожидалось долго, и не столько с трепетом, сколько с тревогой. Всё же
таковым язык не поворачивается назвать, например, «Хоттабыча» с его
необязательным, хотя и добродушным юмором, или запредельный «Код
Апокалипсиса» (разумеется, это комедия). Благо, теперь у российской
киноиндустрии есть над чем изгаляться, и есть те, кто не против
совершить акт стеба. Говоря начистоту, когда от
чертовски успешного шоу «Камеди клаб» отпочковалась «Наша Раша», уже
совсем не оставалось сомнений, что в конечном итоге когда-нибудь
участники и создатели этих проектов захватят кинотеатры. Вуаля, это
свершилось — и в премьерные дни кинозалы в буквальном смысле едва не
лопнули. Сюжетная завязка не ахти какая, штампованная, очень
знакомая, так что чем этот эпос закончится, — догадаться тоже не
представляет труда. Наивно было ждать от подобной картины уникального и
проработанного сюжета: затянув на собственной свадьбе косячок, главный
герой Вадик теряет сознание и открывает глаза уже в Чистилище. Там,
бродя среди неземной красоты в обществе подозрительного дедка, он
вынужден будет вспомнить всю свою весёлую и разгульную жизнь, чтобы
отыскать там достаточно добрых дел. Иначе — кирдык, и в адский котел
вариться. Ну, и понеслась. Приглашенные звёзды «в роли
звёзд», задействованные в эпизодических моментах, выезжают на
харизматичности и мелкоте собственных ролей. «Три гада» — Гарик, Миша и
Иосиф Буяновский (он же Йося) — играют, соответственно, Гарика, Мишу и
Йосю. И лишь в простых незамысловатых репликах Армена Джигарханяна
слышна ёрническая живость. Нас же встречают в самом начале, и в
дальнейшем периодически потчуют сортирным юмором в традициях «Очень
страшного кино», порой весьма точно и, главное, едко стебутся над
популярными телевизионными сериалами, а также, как и положено по жанру,
вволю издеваются над напыщенностью и максимализмом кучки накопленных
российских «блокбастеров». При этом авторы не забывают
«передать привет» более скромным народным любимцам, наполняя
хронометраж атмосферой дуракаваляния, нелепостью постановки и
диалогами, в которых неотъемлемой составляющей является мат. Нашлось
место и череде потенциально нетленных фраз, без которых подобный проект
не был бы сам собой. Одни запомнят за остроту и емкость (про повариху
или «были 90-е»), другие — за явную неуместность (заглядывание в
унитаз-кинотеатр). Тут, знаете ли, тонкость есть: далеко не каждый
пропустит такую шуточку, а иной еще и примет за оскорбление.
Между тем, выпустив таким манером первый накопленный пар, в какой-то
момент гэг-комедия изо всех сил уходит на второй, если не на третий
план — когда Гарик сотоварищи пускаются пародировать питерский (и не
только) гламур. Как во всяком болоте, в нём урождённое «Очень русское
кино» и утонуло бы, если бы не оставшееся в запасе некоторое число
отменных, пускай не всем понятных шуток и точное попадание Павла Воли в
образ Милана. Тем не менее, темп повествования тут стремительно
замедляется, направленность юмора меняется, и впервые начинаешь
замечать, что американская комедия уже давно закончилась, погружённая в
светофильтр мелодрамы, без устали продолжающийся аж в финальных титрах.
Говорить в итоге, что фильм совсем не удался — значит,
отнестись к нему необъективно, и походить на персонажа Нагиева.
Говорить, что комедианты выдали ядреную взрывную смесь, убивающую всё
живое наповал — уже сильно лукавить. Заручившись бюджетом малым, они
сняли позитивное ассорти из шуток самых разных сортов, «массовых» и для
тех, кто в теме, из черного юмора и одноклеточного, спецэффектов и
косяков. Скорее, для гигантской армии поклонников «Камеди клаб», чем
для всех и каждого
|