Страна: Германия, Норвегия, Франция
Год 2007
Режиссер: Бент Хамер
В ролях: Баард Ове, Гита Нёрби, Бьорн Флоберг, Нилс Гауп, Карл Сандби и др.
Сценарий: Бент Хамер
Продолжительность: 90 мин.
Премьера в США: 20 февраля 2009
Премьера в России: 12 марта 2009
Рецензия:
Машинист Одд
Хортен (Ове) – в высшей степени пунктуальный и педантичный человек и
работник – долгие годы исправно водил аккуратные, как на рекламных
проспектах, электрички, по пригородным маршрутам, пока не пришло время
уходить на пенсию. Провожая молчуна и скромнягу Хортена на заслуженный
отдых, коллеги решили устроить ему прощальную вечеринку, однако из-за
вышедшего из строя домофона виновник торжества на нее так и не попадет.
А уже на следующее утро он впервые в жизни проспит свой рейс, который
должен был стать последним. С этого момента многое в жизни Хортена
случится впервые – преподнося сюрприз за сюрпризом, судьба будто бы
решит с ходу отыграться за то, что старина Одд десятилетиями отлынивал
от маленьких приключений, подавлял опасные душевные порывы и
старательно избегал любых отклонений от раз и навсегда утвержденного
жизненного расписания.
Симпатичное и трогательное кино норвежца Хамера проще всего уложить
в поджанровую схему, сформулированную в свое время почтальоном
Печкиным, однако, как говорил другой, не менее известный, персонаж –
торопиться не надо. То, что жизнь после пенсии только начинается –
право слово, сомнительное утверждение, но что переходит в иное качество
– факт. Для Хамера эта метаморфоза тождественна опасному проходу по
тонкой грани между жизнью и смертью – когда с равным успехом можно
отклониться что в ту, что в другую сторону. При этом с принятием
окончательного решения позволительно не спешить – если, конечно,
хватает твердости духа принять все странности, что неизбежно
встречаются в этом безвременье и межмирном пространстве. Для
иллюстрации путешествия по упомянутой грани сгодится любая угрожающая
душевному спокойствию нелепость: будь то обычный аэропорт, на один
вечер превращенный Хамером в кафкианский замок, или побег Хортена из
бассейна в женских сапожках на высоких каблуках, или, наконец,
сумасшедшая автомобильная прогулка вслепую в компании чудака,
представившегося дипломатом в отставке и хранящего в доме кусок
метеорита, бороздившего космические просторы тогда, когда Земли не было
еще и в проекте.
Череда трагикомических приключений, при всей их причудливости и
абсурдности, самым последовательным образом подведет Хортена к
совершению поступка, который станет своего рода уплатой по старому
счету, но может оказаться для Одда и билетом в мир иной – тут уж как
карта ляжет. Хамер, вроде бы, дает ответ на вопрос, чем же дело
кончилось, однако делает это не без доли лукавства: сами, мол, решайте,
то ли поезд ушел, то ли есть все-таки свет в конце тоннеля. Что, в
сущности, одно и то же.
|