Страна: Россия
Год 2008
Режиссер: Алексей Балабанов
В ролях: Ингеборга Дапкунайте, Светлана Письмиченко, Андрей Панин, Сергей Гармаш, Ирина Ракшина, Леонид Бичевин, Катарина Радивожевич, Юрий Герцман, Александр Мосин, Юлия Дейнега, Алексей Истомин, Валерий Синельников и др.
Сценарий: Сергей Бодров мл.
Бюджет:
Продолжительность: мин.
Премьера в США:
Премьера в России: 27 ноября 2008
Рецензия:
Россия.
1917-й. В уездный город N пребывает молодой (каких-то 23 года) доктор
Михаил Алексеевич Поляков. Несмотря на юный возраст, он берётся за
лечение любых недугов, хворей и болезней. Однажды доктор Поляков
вынужден сделать себе болеутоляющий укол морфия. Казалось бы,
незначительный эпизод, вынужденная мера. Но именно этот укол станет
началом серьёзной зависимости, справиться с которой под силу лишь
по-настоящему волевому человеку. Понимая всю опасность данного
соблазна, талантливый врач попытается одержать вверх в неравной схватке
с наркотическим зельем...
Ещё во время прошлогодних бесконечных и бессмысленных дебатов вокруг балабановского "Груза 200"
была очевидна одна простая вещь: следующий фильм режиссёра
гарантировано привлечет к себе не меньшее внимание, нежели деяния
милиционера Журова. Причина сего вполне банальна и очевидна - когда
автор решается на радикальное высказывание, всегда интересно
полюбопытствовать, что последует после. По гамбургскому счёту, у
Алексея Октябриновича было лишь два варианта, две карты, каждую из
которых можно было разыграть с выгодой для себя и зрителя: продолжить
начатую "Грузом"
кино-бесовщину или же сделать шаг в сторону, сменив гнев на милость.
Балабанов выбрал первое, что само по себе очень и очень симптоматично.
Уже на уровне замысла у "Морфия" прекрасная "родословная": экранизация рассказов Михаила Булгакова, сценарий Сергея Бодрова-младшего, и главное, исторический антураж, к которому режиссёр, снимающий, как правило, про сегодня-и-сейчас, явно не равнодушен (см. "Про уродов и людей").
Для самого Балабанова это была прекрасная возможность ещё раз наглядно
показать: человеческие слабости не имеют срока годности, а мелкие или
крупные прегрешения остаются таковыми всегда.
Центральная метафора фильма - врачующий тела пациентов доктор
уничтожает себя изнутри (как, к слову, и Россия-матушка в судьбоносном
17-м году) - как нельзя лучше вписывается в общую систему координат
всего творчества режиссёра. Алексей Октябринович всегда недоблюбливал
людей, как таковых. Он никогда не сопереживал своим героям, а лишь
наблюдал и констатировал, из года в год наполняя новыми фактами
самолично изобретённую историю болезни рода человеческого. Не выпадает
из этого ряда и доктор Поляков. Он молод, симпатичен, талантлив, но все
эти качества удивительным образом не вызывают и капли симпатии. Как не
вызывает антипатии и его болезненное пристрастие. Легче всего
допустить, что сам Михаил Алексеевич - это и есть Россия, уже
отравленная, но ещё сопротивляющаяся коммунистическим идеям и идеалам.
Но, думается, для Балабанова такие аллюзии не слишком интересны. Куда
интереснее изучить деградацию отдельно взятой души под "аккомпанемент"
реалистичных сцен ампутаций конечностей и операции на горле.
После двух невразумительных историй ни о чём ("Жмурки", "Мне не больно") Алексей Балабанов предпринял кавалерийский наскок на зрителя и критиков ("Груз 200").
Попытка та оказалось вполне удачной. "Морфий" эту тенденцию продолжает
и развивает, но не на экстенсивном, а интенсивном уровне. А что до
очевидного человеконенавистничества... Так за что нас любить-то?..
|