«Монстро» (“Cloverfield”), 2008 Режиссёр: Мэтт Ривз Сценарий: Дрю Годдард Оператор: Майкл Бонвиллейн Продюсеры: Джей-Джей Абрамс, Брайан Бёрк В ролях: Лиззи Каплан, Джессика Лукас, Ти-Джей Миллер, Майкл Сталь-Дэвид, Майк Фогель и другие.
Вот что интересно, Джей-Джей Абрамс, самая загадочная киноперсона
современности, это не просто такой человек со своей биографией и
фильмографией, это сразу два разных персонажа, и у каждого, что
называется, свои недостатки. Один — сценарист и продюсер. Он
снимает сериал "Lost", который сезон подряд заводя сюжет изначальной
истории выживания на острове в такие сложносочинённые дебри, что
вызывает уже настоящую тревогу, а смогут ли создатели это всё
распутать, или ограничатся каким-нибудь банальным объяснением в виде
очередного рояля в кустах и прикроют лавочку. У этой ипостаси Джей-Джея
существует огромная армия фанатов, свой выразительный стиль и огромный
талант морочить публике голову, к вящему удовольствию последней.
Продюсер Абрамс никогда в жизни не занимался режиссурой (если не
считать двух пилотников, которые по известной заокеанской телетрадиции
снимает будущий создатель сериала), его роль в кинопроцессе — роль
демиурга, задумывающего очередную коварную шутку над зрителем.
Второй Джей-Джей — сценарист и режиссёр. Он подвизается там и сям снять
пару эпизодов для какого-нибудь приглянувшегося сериала, ставит
начинённый по уши семейными ценностями триквел «Миссии: Невыполнимой» и
вовсю занят сейчас постановкой приквел-полнометражки «Стар-трека»,
которая грозит нам постройкой ЗК «Энтэрпрайз» ближе к августу. Режиссёр
Абрамс особых звёзд с неба не хватает, оригинальные его постановки
покуда не принимают выраженных форм, сам же он крепко завяз в
голливудском мэйнстриме. Как видно, перед нами не муж и жена,
а четыре разных человека. И которая из двух ипостасей Джей-Джея
предстанет перед нами в фильме «Кловерфильд», в нашем отечестве
получившем креативное название «Монстро», понятно уже из названия. Дело
в том, что названия у фильма на самом деле просто нет. Кловерфильд — не
более чем название бульвара в Санта-Монике, где располагался офис
студии Джей-Джея «Бэд Робот» во время производства фильма. Этих
фэйк-названий у фильма, вообще, хватает, переезжая с одной площадки на
другую, фильм придумывал себе очередной псевдоним, то отсылающий к
сериалу «Шпионка», в котором засветился Джей-Джей, то вообще
обозначающий дату выхода фильма, и только. Когда за два месяца до
премьеры проект снова начал официально именоваться «Неназванный проект
Джей-Джей Абрамса» всем стало ясно, что нам морочат голову. «Парамаунт»
с «Юнивёрсалом» взбунтовались, требуя уже определиться, параллельно
родив в том числе и отечественное «Монстро», а зритель окончательно
понял, который Джей-Джей перед нами. Собственно прямые
аналогии с сериалом “Lost” двинули в гору ещё за полгода до премьеры,
когда перед «Трансформерами» в кинозалах демонстрировался снятый на
обычную «цифру» ролик с падающей головой Статуи Свободы. Трясущиеся
руки неумёхи-оператора, крики «о, май гат!», мельтешение забитой
помехами картинки, пропадающий звук, рваный монтаж в стиле домашнего
видео — всё это создавало антураж, которого до сих пор не было. Сколько
лет прошло со времён «Ведьмы из Блэр», настало время современной
технике стать на службу нового слова в кинематографе — репортажной
съёмки, поддержанной всеми достижениями высоких технологий с
массированными спецэффектами и порождаемым на выходе эффектом
присутствия посреди безумного катаклизма, которого до сих пор не
добивался ни один фильм-катастрофа. Морочить же зрителю голову
Джей-Джей только начал. За месяц до премьеры в интернете был создан
некий интернет-дневник, рассказывающий о загадочной японской компании
(к слову, той самой, в которую устроился потом главный герой фильма
«Монстро»), ищущей что-то на дне Атлантического океана, потом в сети
замелькали снятые на разных языках репортажи о крушении некой японской
нефтедобывающей платформы, расположенной там, где нефти нет и быть не
может, а в показанных обрывочных документальных кадрах мелькали не
только обломки стальных конструкций, но бегали какие-то загадочные
ниндзя, а под поверхностью воды шевелилось что-то неприятно крупное.
Как и ожидалось, морочить голову господин продюсер не закончил даже с
окончанием немногословных заглавных титров фильма. Каждый, кто видел
тот самый тизер, знает, что фильм должен начаться с вечеринки. Однако
флэшка, обнаруженная, как нам доходчиво объясняют, на месте бывшего
Центрального парка, начинается с совсем другой записи, поверх которой и
сделана основная. И в дальнейшем, по ходу действия попадая в совсем уже
невозможные передряги, главный герой-камера будет временами сбоить,
оставляя на месте пробелов в повествовании старую мирную запись о том,
как в мае 2007 года двое главных героев провели день вместе.
В остальном же всё будет, как обещано — ручная цифровая камера (точнее,
более чем удачная её имитация с применением новейших компактных камер и
монтажных склеек), спецэффекты масштабных разрушений (с преобладающим
новым словом в этом деле — виде снизу) с последующим полным погружением
зрителя в этот рушащийся на голову мир Нью-Йорка, в котором войска
ведут настоящую войну с вырвавшимся на свободу гигантским монстром и
прочими связанными с этим неприятностями. Вместе с героями мы будем
глотать знакомую по телевизионной картинке бетонную пыль обрушившихся
зданий, наблюдать сцены мародёрства и взаимовыручки, герои будут
гибнуть один за другим, пытаясь спасти и спастись, пока сюжет не
подойдёт к своему логичному финалу, пока камера, наконец, не останется
лежать одна, забытая до времени посреди бывшего Центрального парка.
Не имея возможности описать самые выдающиеся приключения злополучной
камеры, а спойлерить в данном случае — вдвойне непростительно, отмечу
хотя бы один момент, стоящий особого упоминания. Где-то ближе к финалу
герои попадут на крышу готового обрушиться здания, и вот за эти моменты
блужданий по наклонным лабиринтам лестничных пролётов высотного дома —
отдельное спасибо Джей-Джею, который хоть местами и не смог обойтись
без сборной солянки современного арт-трэша, перемежающего вполне
голливудский по масштабам катаклизм, но вот этот эффект присутствия на
крыше высотки, торчащей под немыслимым углом к горизонту — за него
отдельное спасибо. К слову о трэше. На днях
классик-зомбовод Джордж А. Ромеро наконец-то представил публике свой
новейший проект «Дневник мертвецов», который будет исполнен в той же
манере — камера на плече героя, который всего-то хотел снять
документальное видео своей жизни, но тут пришли они. Закончится фильм,
судя по всему, первыми в истории кино кадрами, снятыми ожившим
мертвецом. Выйти фильм должен к лету, вот и посмотрим, кто победит,
Джей-Джей Абрамс со своими продюсерскими выкрутасами или прямой как
стрела сюжет классического зомботриллера под руководством специалиста
по завуалированной политинформации Джорджа Ромеро. Новое слово в кино сказано, ящик Пандоры открыт. Посмотрим, куда нас это заведёт.
|