Страна: Гонконг, Китай, Франция Год: 2007 Режиссер: Вонг Кар-Вай В ролях:
Нора Джонс, Джуд Лоу, Дэвид Стретхерн, Натали Портман, Гектор
Легуйллоу, Рейчел Уэйц, ЛаВита Брукс, Нейт Байнум, Чэд Дэвис, Терри Ди
Драпер и др. Сценарий: Вонг Кар-Вай, Лоуренс Блок Бюджет: $10 млн. Продолжительность: 111 мин. Мировая премьера: 16 мая 2007 Премьера в России: 14 февраля 2008 Рецензия:
Элизабет (Нора Джонс) уличила своего парня в измене. В кафе с
кириллической вывеской «Ключ» она знакомится с Джереми (Джуд Лоу),
хозяином заведения. Он кормит её черничным пирогом, пытаясь скрасить
горечь расставания. Влюбив в себя ещё одного мужчину, Элизабет
отправляется в большое путешествие по Америке, подрабатывая в
забегаловках. В одном из баров она станет свидетелем и невольным
участником семейной драмы полицейского Арни (Дэвид Стретхерн), от
которого ушла жена (Рейчел Уэйц), что привело служителя закона к
продолжительной депрессии вкупе с бесконечным запоем. Позже судьба
сведёт её с королевой покера Лесли (Натали Портман), видящей своих
соперников по карточному столу буквально насквозь. Всё это время
Элизабет будет писать задушевные письма Джереми, рассказывая о своих
приключениях, а тот каждый день будет печь черничные пироги, мечтая о
новой встрече… Главным в «Черничных ночах» является, конечно,
не сюжет как таковой, а возможность воочию понаблюдать за прибытием
гонконгского варяга на гостеприимные брега США, шире – англоязычного
кино. Ведь и до просмотра было ясно, что Кар-Вай на радикальную смену
излюбленного и опробованного сюжетосложения не пойдёт, не решится.
Интереснее другое: как быть, когда вокруг не любимые Мэгги Чун с Тони
Люном, а американская поросль талантов? Сей нюанс не просто важен, а
принципиален, ради него всё, в общем-то, и затевалось. Асфальтовые
джунгли Гонконга уже давно обжиты, по кар-ваевским фильмам можно
городской путеводитель выпускать, а тут задача поамбициозней – столица
мира, родовое гнездо равновеликих Вуди и Марти. В данном компоненте
Кар-Вай схитрил, Нью-Йорк в фильме не более чем точка отсчёта. Явление
под названием Америка было решено изучать из-за барной стойки, за
которой можно и пить беспробудно, и сладости вроде черничных пирогов
вкушать. От каких-либо диагнозов режиссёр открещивается и не
претендует, но через подобные мелочи всё же хочет за «кулисы»
проникнуть. Ещё одна особенность, не упомянуть о которой
просто преступно – операторская работа Дариуса Хонджи, сменившего
верного соратника режиссёра (11 совместных работ!!) Кристофера Дойла.
Хонджи оператор, что и говорить, выдающийся. Настоящий мастер. Но не
Дойл, что применительно к фильмам Кар-Вая – фактор существенный. Когда
Дариус по собственным лекалам работает – всё прекрасно, но как только
стилистику КД перенять пытается – на экране сплошная фальшь и неправда.
Очевидно, есть творческие союзы, которые лучше (лучше для обоих) не
разрушать. Ожидаемого откровения не случилось. Кар-Вай
старательно выложил почти все свои козыри, но оказалось, что контекст
может продавить форму. «Мои черничные ночи» – пример прекрасной идеи,
которая не нуждается в воплощении, а будучи реализованной, бесконечно
проигрывает первоначальному замыслу. В итоге, вместо фирменной утки
по-пекински мы получили прожаренный стейк. А то, что Уэйц и Портман
обворожительны и прекрасны было ясно и без Кар-Вая.
|