Страна: США Год: 2007 Режиссер: Крис Уэйц В ролях:
Николь Кидман, Дэниел Крейг, Ева Грин, Дакота Блю Ричардс, Адам Годли,
Нонсо Анози, Джим Картер, Том Кортиней, Сэм Эллиотт и др. Сценарий: Крис Уэйц, Филип Пуллман Бюджет: $150 млн. Продолжительность: 113 мин. Мировая премьера: 07 декабря 2007 Премьера в России: 06 декабря 2007
Пацанка Лира Белаква случайно подслушивает выступление своего дяди,
лорда Азриэля, перед учеными Иордан-колледжа, где девочка провела всю
сознательную жизнь. Лорд Азриэл добивается финансирования предстоящей
экспедиции на Север для изучения таинственной Пыли из Авроры (северного
сияния). Став невольным слушателем тайного доклада, Лира просит дядю
взять её с собой. Получив отказ, настырная девчонка всё равно пытается
добиться своего. В этом ей может помочь очаровательная миссис Колтер,
берущая Лиру к себе в помощницы. Это знакомство станет началом
захватывающих приключений и тяжелых испытаний: встреча с пиратами,
дружба с боевым медведем Йореком Бирнинсоном, спасение друга Роджера и
т.п. Со многими невзгодами Белакве помогают справиться её верный деймон
Пантелеймон и волшебный Золотой компас, предсказывающий будущее. Как
гласит пророчество, девочке, понимающей показания компаса, суждено
сыграть важную роль в переустройстве многочисленных миров, населяющих
нашу вселенную. Ряд успешных экранизаций литературного фэнтези
(прежде всего «Властелина колец», «Хроник Нарнии» и поттерианы)
заставил продюсеров присмотреться и к другим видным представителям
данного направления. Боссы New Line Cinema сделали ставку на трилогию
Филипа Пуллмана «Темные начала», успешно конкурирующую на Западе с
романами Джоаны Роулинг. На первую часть трилогии – «Золотой компас» –
была выделена рекордная для студии сумма в 150 млн. долларов. В случае
успеха в производство будут запущены «Чудесный нож» и «Янтарный
телескоп» (вторая и третья часть трилогии), в случае провала
руководство студии ожидает смена караула. Считай, русская рулетка. За
работу без права на ошибку взялся Крис Уэйц, режиссёр первого
«Американского пирога». Факт парадоксальный и интригующий одновременно,
учитывая возложенные на фильм ожидания. Восприятие любой
экранизации зависит от знания (или незнания) первоисточника. Знакомство
с оригиналом до просмотра зрителя волей-неволей заложником сложившихся
образов делает, в картине подсознательно хочется увидеть то, что
рождалось в голове во время чтения. В штатах и Великобритании подобной
экспертизы фильму не избежать, в России, думается, подавляющее
большинство только из титров имя писателя узнает. Но есть ведь и другой
вариант: после просмотра за книгу взяться. Удивительно, но в том и
другом случае претензии к фильму одни и те же. В конечном счёте, всё
сводится к размышлениям о возможности 113-минутного кино-пересказа
богатого на события романа. Детище Уэйца, как и детище Пуллмана ответ
дают однозначный – такой возможности нет, и быть не может. В монтажной
режиссёра не просто львиная доля важных для сюжета диалогов осталась,
но и целые сюжетные линии (к примеру, роль клана Серафины Пеккалы).
Крис Уэйц сосредоточился на форме, показав, что может с толком
имеющимися средствами воспользоваться. А до того, что в
повествовательной мозаике дефицит необходимых «комментариев» имеется,
режиссёру видимо не было дела. Впрочем, в указанный хронометраж вряд ли
кто-то уложился бы. Уэйц тут не виновник, а скорее жертва. Всё
это не отменяет визуального пиршества «… компаса». В картине
определённо есть на что посмотреть. Жаль только, что из добротной
сказки с оккультным душком сделали просто сказку с множеством очевидных
недосказанностей. Ждали-то хорошего ресторанного блюда, а получили «Биг
Тейсти» из Макдоналдса.
|