Такое случается редко - атмосферная стратегия, обросшая множеством
аддонов и получившая отличные оценки в прессе, почти меняет концепцию.
Стратегические битвы со строительством и добычей ресурсов превращаются
в тактические стычки, уровни меняют гектары на квадратные километры,
боевые единицы обретают личности… А результат по-хорошему удивляет.
Gears of War(hammer)Обучающий
уровень подозрительно милосерден к игроку и его виртуальным
подчиненным. Никаких эпических задач на первое время, разрушение
здоровенных баз с превосходящими силами противника откладывается. В
кадре - скромный окоп, заполненный обороняющимися, и пара десятков
орков. Те, что в окопе, - наши, Космодесантники. По голосовой связи
взывают о помощи, укрепления вот-вот перехватят. Ситуация ясна,
исправлять положение и лезть под пули будет наш герой.
Первым
делом понимаешь, что меню строительства нет. Совсем. То есть спустить
прямо сейчас с орбиты теплую казарму с ротой-другой десантников никто
не позволит - вот отряды, в меру крепкие и отважные ребята по четыре,
изволь вести их в бой и вернуть на базу в целости да сохранности. Не
какие-то там "начальные юниты", а вполне подготовленные бойцы. Только
теперь их мало выделить рамкой и класть на амбразуру.
Поначалу
такой подход очень даже работает, но переучиваться заставляют быстро.
Войска стали послушнее и по клику мыши могут занимать откровенно
самоубийственные позиции, прячась от пулемета за камушком или стоя во
весь рост. Чтобы уберечь солдат от вражеских пуль, приходится находить
укрытия. Первая ассоциация - Gears Of War. Это, конечно, стратегия и впору вспомнить Company Of Heroes,
однако ярко-алая броня и неслабые физические данные словно шепчут
заветное "Маркус Феникс" - даром что банданы не в почете. Кликаем на
ближайшей каменной кладке - отряд шустро шмыгает за неё и открывает
огонь по залетным гостям-оркам…
Go, Brothers!Dawn Of War 2
поначалу недооцениваешь. Она кажется легкой и какой-то слишком простой.
Зачем эти заборы и укрепленные дома, гранаты у одного и невидимость у
второго отряда? Метод рамки ведь работает - группа закованных в сталь
мужчин без всяких проблем сдерживает натиск противника и с блеском
выполняет миссию за миссией. Главный герой (все его называют commander,
хотя имя придумывает сам игрок) так и вообще бессмертен - сначала
супостатам нужно пробить его щиты, чтобы добраться до заветной зеленой
полоски. И это при возможности полного лечения одним нажатием кнопки.
Тут-то
и всплывает новый сюрприз. Обучение как раз заканчивается, начинаются
серьёзные, хотя все еще и локальные, дела. После очередного пафосного
сброса на поверхность (красный такой челнок врезается в грунт) каждым
шагом отряда уже не руководят вышестоящие чины, есть только задание и
голова на плечах. Врагов становится непривычно много, прячутся они
очень хорошо и не стесняются заходить в тыл, подавлять шквальным огнем,
а зачастую попросту раскидывать подопечных как кегли, приземляясь после
прыжка на ракетном ранце.
Начинается
тактика. Каждому отряду присваиваешь цифру на клавиатуре (цеплять
курсором из мельтешащей массы своих и чужих не очень-то удобно), вместо
рамки используешь выверенные ходы: эти отвлекают орков, другие заходят
в тыл, а герой для верности отправляется в гущу событий. Тааак, ещё
пять аптечек, до следующего ящика отряд точно продержится…
Способности
тут же приобретают смысл - будучи невидимым, разведчик может положить
пару кило взрывчатки рядом с вражьим бункером. Прижатые к земле
космодесантники бросают гранату размером с гирю в окошко некогда жилого
дома и выкуривают оттуда обнаглевших орков. Наш герой способен победно
взмахнуть мечом оригинальной конструкции и разломать в щепки стену,
уронив ближайших противников на пол. Пользоваться особенностями отряда
приходится постоянно - кто ж, пусть и с крепкой броней, но разрушит три
пулемета одновременно? Вона - даже бесстрашный герой довольно скоро
теряет сознание. Хотя и принципа "Hero Must Die" не наблюдается -
солдаты здесь хоть и погибают, но ведущему их начальнику можно помочь -
применить аптечку, зовущуюся стимулятором, или подойти поближе и
поднять на ноги.
Pain and GainКстати,
аватары прокачиваются. После боя можно распорядиться заработанными
очками опыта, улучшив один из четырех навыков: силу, выносливость, волю
или меткость. Чем больше очков вкладывается в полоску навыка, тем более
ценные умения приобретает отряд. Например, хорошенько развившие
"стамину" юниты могут становиться неуязвимыми на короткое время.
Но
самое приятное перед заданием - выдать бойцам новое снаряжение.
Разработчики не жадничают, выдавая то броню покрепче, то оружие
посерьезнее. Садистских прибавок "+0,5 к урону" ждать не приходится -
разжившись качественными доспехами, герой уже спустя одно задание может
продать их за очки опыта по ненадобности, ведь в трюме его дожидается
еще более продвинутый вариант.
На подвиги не тянут за уши,
предлагая на стратегической карте выбирать себе зону высадки. Один
район - одна цель, плюс несколько дополнительных заданий вроде
перехвата контроля над зданиями (хотя строительства в игре нет,
обладание фабриками приносит бонусы). При этом тотальная зачистка
района может проводиться несколько раз: командование, например, не
разрешает захватывать все здания на карте в один присест.
Неприятная деталь в
Dawn Of War 2
- боссы. Это такие особо крепкие монстры, способные швыряться
гранатами, давить подопечных ногами и не обращать внимания на тонны
свинца. Сражаться с ними странно и неудобно: только что победоносно
шагавший сквозь толпы врагов десант бегает по импровизированной арене
туда-сюда, тщетно пытаясь увернуться от очередной взрывной волны, затем
дружно останавливается, робко постреливает и снова бежит. Смена имиджа?
Впрочем, после скучного эпизода нас вновь пускают в тактические закрома
Warhammer, расходящиеся аж на несколько виртуальных планет. Смена
окружения и расы-противника в комплекте.
***Подвести
итог можно банальными словами про хорошую графику вкупе с качественным
звуком, упомянуть об интересных деталях вроде реалистичных взрывов
(сначала на экране виден эффект волны, а спустя пару мгновений
становится слышен звук) и порекомендовать всем любителям стратегий
ознакомиться. Мол, где встретишь безумную смесь Full Spectrum Warrior, Company Of Heroes да ещё нескольких стратегий/экшенов с позиционными боями?
Мы скажем иначе.
Warhammer 40.000: Dawn Of War 2
- просто добротная и интересная стратегия, донимающая игрока лишь
изредка. По крайней мере, об этом говорит наш опыт общения с ней.
Плюсы: отличная атмосфера; зрелищные позиционные сражения; обновленная концепция.
Минусы: не совсем продуманные боссы; частенько глупящий AI полигональных союзников; управление может показаться экзотическим.