Не мучай себя,
Гомез. Это моя работа.
Мортиция Аддамс, The Addams Family
По ту сторону добра и зла
Юная, хрупкая девушка, брошенная
на произвол судьбы, ищет смысл
жизни в странствиях по
экзотическим мирам… Знакомо, не
правда ли? С подачи хитовых The
Longest Journey и Syberia
подобных историй накопилось на
целый поджанр. Скажем, «эпическая
мелодрама». Прекрасная половина
легко вытесняет грубую и сильную из
оккупированной Гайбрашами,
Гэбриэлями и Ларри ниши.
Хронические неудачники,
горе-писатели и похотливые самцы
давно вышли из моды. Игроки требуют
ухоженных барышень, которые
взрыхляют почву и забивают сваи
наманикюренными пальчиками. Что
поделать, равенство полов.
Мона не такая. Она… иная. Начнем с
того, что она — не человек! Ну вот,
уже кто-то в ужасе отпрянул от
монитора. Похоже, начать придется с
другого: с сеанса ретротерапии.
Сядьте. Уберите клавиатуру со
стола. Откиньтесь на спинку стула.
Закройте глаза. На счет «три» по-немецки(незная от чего)
вы совершите скачок на десять лет
назад.
Айнц
Фантазия расширяет границы. Вам
не нужен бытовой реализм. Место и
время действия не имеют значения.
Забудьте о религиозных
предрассудках и перенеситесь в 1895
год, в страну Драксильванию.
Ощутите себя в образе симпатичной
вампирши. Почувствуйте пьянящий
аромат крови на губах и отголоски
мрачной иронии в пульсирующих
висках…
На протяжении трех с половиной
лет люди терпеливо ждали A Vampyre
Story. Почему? Это вопрос…
Командой выпускников из LucasArts нынче
никого не удивишь — пальцев руки не
хватит, чтобы их перечислить. Два
Билла, Тиллер и Икен (Bill Tiller, Bill Eaken),
оседлавшие проект и состряпавшие
пару скетчей в стиле The Curse of Monkey
Island, тоже веских поводов не
давали. Спасительным трапом
служили сладкие крохи сюжетной
завязки, что просочились в прессу.
Оно и немудрено. Истомился народ по
чудесам, надоело ему искоренять
силы зла. Здесь-то болезный Тиллер
возьми и предложи партию за само
зло в лучших традициях Grim Fandango,
т.е. без четкого деления на
плохих/хороших. Попробуй не истечь
слюной. Да и с черными комедиями в
демонстративно консервативной
манере дефицит.
Сентиментальные мультяшки и
впрямь мгновенно располагают к
себе. Дракулоподобный коротышка
Шрауди доставляет свежеукушенную
оперную певичку в свой готический
замок посередь зловещего озера.
Втюрился паренек, чего уж там. Даже
сцену с декорациями отстроил — для
практических занятий невесты.
Вопреки стокеровским законам,
вздорная француженка испытывает к
поклоннику лишь презрение и не
желает слышать ни о свадьбе, ни об
упырях. Кровь упорно кличет
«соком», гроб — «кроватью»,
а героя-любовника — «мерзким
занудой». После очередной
безуспешной попытки покорить
айсберг, несчастный испускает дух
под осиновым колом охотников за
нечистью. Попутно Мона решается на
побег из заточения. Не тут-то было!
Восставший из… дважды мертвых
неусыпный призрак следует по пятам,
докучая и пакостя. «Врешь, не
уйдешь!» По крайней мере, дальше
надписи «ждите продолжения во
второй части». Увы, обидное слово cliffhanger
пробралось и сюда. Не спорим, о
трилогии предупреждали заранее.
Посему смиритесь и постарайтесь
получить максимум удовольствия от
первого «блина» из трех
обещанных.
Цвай
Интерес к окружению растет.
Недостаточно окинуть взглядом
помещение. Любопытство заставляет
осматривать, ощупывать и пробовать
на вкус почти любую вещь в поле
зрения. Не нужно сдерживать себя от
въедливых замечаний. Почувствуйте
всю глубину и прелесть
неторопливой адвенчуры…
A Vampyre Story — полностью и
исключительно творение
профессиональных художников.
Сердце щемит при виде заснеженных
панорам, плывущих по небу облачков
причудливых форм и размеров,
чудесных перекошенных построек и
расписных интерьеров, таящих кучу
сюрпризов. Хотя до живописных
пейзажей CMI картинка и не
дотягивает, доставшееся в
наследство от LucasArts мастерство
сквозит в каждой детали, в каждой
никчемной мелочи, что особенно
будоражит, когда ты зарываешься в
них по уши. В последнее время мы
как-то отвыкли от нелинейной
свободы и доступности локаций.
Ворваться в комнату, потыкать по
двум жирным точкам и унестись
вдаль, не теряя ни секунды, —
привитый многим занятым
путешественникам рефлекс. Биллы не
согласны.
По неписанному биллю Биллов «О
правах приключенцев», игроки
имеют право на близкий контакт с
подшефным миром. Преобразованный
«монеточный» интерфейс,
введенный когда-то в Full Throttle,
с готовностью вылезает из
приглянувшейся цели. Попинать
ногами не дадут. Вот тщательно
высмеять — всегда пожалуйте. Мадам с
неубедительным акцентом
прагматично комментирует предметы
утвари на пару с Фродериком.
Летучий мышь охотно скалит зубы и
вставляет едкие ремарки,
примостившись на дамском плечике,
будто попугай. В отличие от феи из Everlight,
его болтовню ничем не заглушить.
Зато и пользы от неуемной бестии не
в пример больше. Дурашливая
мордашка обитает в инвентарном
окошке и нередко (порой не без
длительных уговоров) отправляется
на спецзадание. Потом к ней
примкнет и мордашка самой
клыкастой Моны, для персональных
вылазок. И не забывайте о сущности
вампирессы. Ей не составит труда
расправить крылышки и залететь на
крышу или в печную трубу. Настоящий симулятор потусторонней жизни!
Драй
Логика меняет направление. Вы
привыкаете к «абстрактному
мышлению». Необязательно искать
смысл в поступках и объяснение
происходящему. Ищите необычное в
обычном. Вам полезно думать на
несколько шагов вперед. «Не по
правилам» — гимн на ближайшие
десять часов. Почувствуйте приступ
ностальгии…
Сразу привлекает внимание и
другой нетривиальный прием,
предваренный сказкой Tale of a Hero
(в случае одногодок о плагиате мы не
заикаемся). Истинная леди не
набивает карманы булавами и
водокачками, а бережно запоминает
громоздкие объекты под видом
голубоватых силуэтов. Причем
комбинировать их разрешено и в уме.
Память девичья способна хранить
целый ворох потенциально полезных
безделушек, пускай им и найдется
применение тут же, спустя минуту
раздумий. Доскональный осмотр
экранов приводит в священный
трепет. В прицел попадают камерные
территории поместья, городка и
прилегающих к нему угодий. В
условиях ограниченной видимости
нет ощущения сонного перекати-поля,
выписывающего круги по пустынной
местности в ожидании происшествий.
Параллельное выполнение связки
актуальных задач под лозунгом
«собери n вещей» подслащивает
вещая интерактивность.
Баланс старались выдержать в духе
ранней школы, не перегибая палки и
не искривляя почем зря
атрофированные извилины, однако…
Сеанс подходит к концу. Просыпайтесь!
Уже Мона?
Теперь вы готовы к встрече с
Моной. И, соответственно, с горькой
правдой. Ну не может все идти так
гладко. A Vampyre Story —
действительно творение
профессиональных художников, в чем
убеждает не только замечательный
визуальный ряд в анахроничном
разрешении, и не только
уморительные фигурки, но и довольно
посредственная дизайнерская
подготовка. Сил хватило на
воссоздание сахарной атмосферы, да
на ней и успокоились. Загадки
заставляют то сокрушенно качать
головой от деланной простоты, то
изумленно вертеть пальцем у виска
от сомнительных вывертов. Стоит
заполучить список ингредиентов для
зелья, и половина из них отыщется
сиюсекундно. Зато вторая половина
толкает к длительной возне с
котелками, колбами и почти Myst-подобными
пазлами. И они еще иронизируют над
боссом LucasArts, «убийцей жанра».
Побойтесь Лукаса!
К сожалению, с юмором ситуация
куда прозаичнее: слабо, ой слабо.
Удручающая детскость проходных
хохм, которыми кишат нескончаемые
диалоги и комментарии, сделала бы
честь мультфильму производства
«Диснея» (а то и Warner Brothers), не
будь в языке собеседников столько
соленой брани. Ценность
разговорчивых скульптур и безумных
гадалок отступает в тень, едва те
раскрывают рты. Поток натужных
анекдотов лишь изредка разбавляют
отсылки к классике хоррора и
слезовышибательным символам
ушедшей эпохи (фирменные лопоухие
отпечатки, окошки в форме щупальцев
и пр.). От ярких персонажей ждешь
колких фразочек, а не дешевых
подражаний типа «О боже, они
убили кролика! Сволочи…».
Нервные смешки героини и приторные
описания дверей и стульев
псевдонаучными конструкциями
«сие есть механизм,
обеспечивающий
созидательно-отдыхательную
функцию седалищной части тела»
утомляют не хуже прибауток
Фродерика. В каждой бочке,
понимаешь, затычка.
Черт, а ведь как хотелось
качества. Качества от и до, от
аппетитной истории, оборвавшейся
на полуслове, до неоправданных
надежд на возрождение комедийных
устоев. Здесь и судьбу локализации,
коптящейся в котле суетливой
«Акеллы», не оплачешь. Не жалко
ни бубнящих голосов, ни скабрезных
фельетонов. Авось, хотя бы патч
приладят, исправляющий аж две
фатальные ошибки (не считая мелких
просчетов). Нам же, обманутым и
невостребованным староверам,
остается уповать на приток в
команду соплеменников по карандашу
и, главное, перу, чтобы через год
восторженно промямлить: «Да-а,
именно этого мы и ждали!».