Разработчик:Obsidian Entertainment Издатель:Atari Локализатор в России:Акелла Издатель в России:Акелла Модель распространения:розничная продажа Статус:в официальной продаже с 31 октября 2006 года Российский статус:в официальной продаже с 24 ноября 2006 года ISO статус:релиз состоялся 2 ноября 2006 года Официальный сайт:Открыть (Открыть русский сайт) Жанры:RPG / 3D / 3rd Person Похожие игры:Baldur's Gate, Baldur's Gate 2: Shadows of Amn, Neverwinter Nights (2002), Neverwinter Nights: Hordes of the Underdark, Neverwinter Nights: Shadows of Undrentide, Star Wars: Knights of the Old Republic, Star Wars: Knights of the Old Republic 2 - The Sith Lords Multiplayer:(4) LAN, Internet
"Не было бы счастья, да
несчастье помогло". Neverwinter
Nights 2 наверняка разделила бы
печальную участь дебютного проекта
Obsidian Entertainment — Star Wars: Knights of the Old
Republic 2, — не окажись
издательство Atari на грани
банкротства. Именно тогда
продюсеры поняли, что их спасет
только качество, дали
дополнительное время и спрятали
ножницы.
Случайная жертва
В итоге авторы могут если не
выпячивать грудь от гордости, то, по
меньшей мере, не заливаться краской,
будто пятиклассник на первой
гулянке. Взяв за основу свод правил Dungeons & Dragons
3.5 и движок Aurora Engine от Neverwinter
Nights, они состряпали знакомое
блюдо. Мир, состоящий из двух
десятков независимых уровней,
статичная глобальная карта,
сильный упор на повествование,
задушевные беседы с компаньонами в
надежде завоевать их
расположение…
Дежа вю возникло неспроста — над NWN
2 трудилась команда, чей костяк
сформировали выходцы из Black Isle Studios,
а уж им не занимать опыта в создании
компьютерных RPG. Тем, кто ищет
свободу, рекомендую обратиться к
Bethesda и Pluto 13. Остальным же пора
достать носовые платки — тоска по Baldur's
Gate 2 и светлой эпохе спрайтовой
изометрии не раз посетит вас.
Приступ ностальгии случится еще в
прологе. Завязка сочетает сразу два
древних штампа: "враги сожгли
родную хату" и "собери N
обломков артефакта, дабы
остановить Великое Зло". Впрочем,
на поиски запчастей отправился не
Избранный, не сын одного из местных
богов и не жертва кратковременной
амнезии. Герой — обычный житель
Фейруна, точнее, тихой рыбацкой
деревушки Вест-Харбор, ставший
заложником обстоятельств. Он бы рад
переложить груз ответственности на
чужие плечи и возвратиться домой, к
приемному отцу и приятелям детства,
но от судьбы не убежать. Придется
волей-неволей вырывать отчизну из
липких объятий злодеев, чье
поведение — тоже плюс в копилку
дизайнеров — продиктовано разумной,
пусть и безжалостной, логикой.
Обидчики не столь однозначны, как
кажется поначалу. Они не планируют
расщепить вселенную на атомы лишь
потому, что встали не с той ноги, — их
мотивы сложнее. Кто-то ослеплен
жаждой власти, другого терзает
извращенное чувство долга перед
родиной, третий стремится всего-навсего
вернуть украденное добро... К тому
же сценаристы ловко тасуют колоду:
на всякий предсказанный поворот
заготовлена пара ударов обухом по
черепу.
Respect is everything
Самый запоминающийся кусок 60-часового
действа — судебный процесс, где
героя обвиняют, ни много ни мало, в
уничтожении целого поселка.
Интригующий сюжет, интересные
задания, многократно ветвящиеся
диалоги и система "влияния" на
напарников переплетаются в этом
фрагменте так тесно, что перестают
быть отдельными элементами,
превращая игру в отличную
интерактивную драму, не уступающую
по накалу страстей иным "юридическим"
телешоу. Его исход (нам, естественно,
нужен вердикт "невиновен")
зависит от того, насколько "прокачаны"
разговорные таланты, а также от
отношений с товарищами по отряду и
результатов проведенного вами
расследования. Улики, обнаруженные
на развалинах деревни, свидетели,
готовые подтвердить ваши
благородство и честность, — найти их
нелегко. Зато как радуется сердце
при виде удивленного лица "прокурорши",
узнавшей о существовании второго
очевидца кровавой резни!
Приятно слышать и лестные слова в
свой адрес от спутников, если те,
конечно, высокого о вас мнения. Neverwinter
Nights 2 заимствовала механизм
"репутации" из Knights of the Old
Republic 2 — наши поступки и реплики
определяют то, сколь тепло или
холодно персонажи относятся к "полководцу".
Угодить всем нельзя — приторно-праведный
паладин Касавир оценит внезапный
акт милосердия, а обиженный на весь
мир рейнджер Бишоп, напротив,
выдаст поток желчи.
Не волнуйтесь: если вы вдрызг
разругались с вздорной волшебницей
Карой или решаете проблемы взмахом
меча (что непременно огорчит
пацифистку Элейни), из партии никто
не сбежит. По крайней мере, до
заключительной битвы, где Obsidian
реализовала идею, не прошедшую в
концовку KotOR 2. Но лучше не
расстраивать подопечных. Войдя к
ним в доверие, вы узнаете тайны и
сокровенные мечты собеседника,
открыв цепочку "личных"
квестов. Воровка Нишка хочет
прослыть грабительницей всея
Невервинтера, дварф Келгар
Айронфист собирается зарыть
любимый топор и стать мастером
восточных единоборств. Почему бы им
не помочь?
Затянутый пояс
Кое-чего все же нет. Хардкорные
поклонники Baldur's Gate 2
предали NWN 2 анафеме за
отсутствие любовных романов.
Действительно, единственное
свидание с одним из двух
потенциальных кандидатов на
совместную жизнь не идет ни в какое
сравнение с мегабайтами флирта и
заигрываний, привычных для BioWare.
Причина явно кроется в желании
сэкономить на этом не самом важном
аспекте геймплея. Ведь теперь
общение с ключевыми NPC — не просто
колонка текста в окне, они озвучены
и умащены скриптами. А Atari в ее
плачевном положении не намерена
тратить сотни тысяч долларов на
амурную болтовню.
Тем паче, что Obsidian не везде
справилась и с обычными эмоциями,
подменив их нездоровыми дозами
пафоса. Умело выписанные характеры
(особенно удались темпераментный
Келгар, язвительный Бишоп и
саркастичный эльф-чародей Сэнд) и
замечательная озвучка не в силах
смыть осадок безразличия к
происходящему. Даже трагическая
гибель одного из основных
персонажей не трогает душу. Кто
виноват: сценаристы, не сумевшие
удержать планку качества в
диалогах, или виртуальный оператор,
постоянно берущий некрасивые
ракурсы? Трудно сопереживать, когда
обзор заслонен мутным узором на
чьем-то плече, крышей соседнего
дома или раскидистым деревом из
обширной коллекции SpeedTree.
Портит гармонию и музыка, почти
целиком выдернутая из оригинальной
Neverwinter Nights. (Ее композитор Джереми
Соул (Jeremy Soule) вообще не упомянут в
титрах.) Саундтрек, недурственный
сам по себе, плохо ложится на сиквел.
Он не расставляет акценты, не
подчеркивает события, а течет
насквозь, как река, порой заглушая
"прыгающую" громкость речи в
роликах и звуковые эффекты, тоже
взятые из NWN.
Свежее дыхание
Потерпев поражение на
эмоциональном фронте, дизайнеры NWN
2 нашли отдушину в квестах,
нащупали правильное соотношение
"поручения/драки" и
постарались, чтобы задания не
набили оскомину к концу первого
акта. Здесь не принято предлагать
стандартные "федексы" или "замочи
всех"; если они попадутся, будьте
уверены: развязка удивит. Да и
вариантов часто больше одного, что
не в последнюю очередь решает
текущий состав команды. Например,
гном-всезнайка Гробнар быстро
расправится с утомительной
головоломкой в городском архиве; он
же пригодится и в музыкальном
состязании с заносчивым бардом из
квартала Блейклейк.
Сюрприз преподнесли и сражения.
Бесхитростные потасовки с тупыми,
но щедрыми на дорогое барахло
противниками ласкают самолюбие и
наводят на мысли о "Monty
Haul"… ровно до финальной трети
игры, где сложность подпрыгивает на
порядок. Череда столкновений
с разъяренными "боссами" мигом
растопчет ощущение превосходства у
тех, кто не озаботился оснащением
партии.
Благо, клинков, брони, луков,
арбалетов и иных колюще-режущих
предметов в Neverwinter Nights 2
хватает. Главное — скопить побольше
денег и привыкнуть к невнятным
значкам в инвентаре, живущем по
принципу "1 объект = 1 ячейка и
никакой автоматической сортировки".
Кстати, под занавес вырастает и
размер "сейвов" на диске — они
разбухают до 150 Мб каждый.
Нервотрепка
Увы, острое оружие не убережет от
глупостей дружественного ИИ. Какие
бы рычаги вы ни дергали в меню
"Behaviour", искусственные идиоты
лезут в ловушки, очертя голову
кидаясь на стоящих поодаль врагов,
разрываются между несколькими
целями (и подставляются под "attacks
of opportunity"), читают никчемные
заклинания, прочно застревают в
узких проходах и отказываются
следовать за вожаком. Самый убойный
трюк демонстрирует Нишка — в разгар
ожесточенной "разборки"
девушка убегает… вскрывать сундук.
Предвосхищая хор возгласов "О
боже, за что?!", разработчики
оставили "красную кнопку" —
режим "Puppet-master", вырубающий
интеллект. Щелчок мышью — и психи-самоубийцы
превращаются в смирных овечек,
послушно исполняющих волю хозяина.
Такой выбор избавит от расходов на
валериановую настойку и корвалол,
но окунет вас в нудный
микроменеджмент, для которого NWN
2, в отличие от Infinity Engine, не
приспособлена. Одно хорошо: как и в
серии Knights of the Old Republic,
коллеги с нулевым запасом здоровья
не погибают, а стонут на полу,
дожидаясь победы.
Свою лепту в вакханалию вносит и
упрощенная анимация. В NWN и
KotOR схватка двух рыцарей
походила на фехтование (лезвия
сталкивались, высекали искры,
оппоненты делали выпады и отводили
удары). Сегодня сеча напоминает
массовый рейд в какой-нибудь MMORPG.
Публика рубит, жалит, кусает,
изрыгает однообразные
спецэффекты… не взаимодействуя
друг с другом. Покромсав
телодвижения, авторы добились
поставленной цели — баталии
протекают динамичнее, чем прежде,
однако необходима ли эта жертва?
Еще не Stronghold
Вторая точка приложения талантов
Obsidian — мини-стратегия "менеджер
крепости", намертво пришитая к
телу сюжета. Нечто подобное уже
мелькало в Baldur's Gate 2 и Might and Magic 7. Взяв под управление
потрепанную временем и осадами
цитадель, вы должны провести
капитальный ремонт укреплений и
зданий, нанять фермеров, расширить,
обучить и вооружить гарнизон,
обезопасить прилежащие территории.
Чем спокойнее в районе, тем охотнее
сюда едут купцы и крестьяне,
пополняя казну налогами. Иногда к
вам заглядывают гости вроде "зеленых"
приключенцев, жаждущих получить
первую настоящую миссию.
Тут же, в замке, живут и NPC, чьи
дороги пересеклись с вашей: от
увлекающейся вязанием паучихи до
вечного странника Гайвена и голема,
восстановленного Гробнаром (если,
разумеется, вы отыскали
недостающие детали). На закуску —
верстаки для изготовления доспехов,
ножей и заколдованной бижутерии из
шкур, клыков, костей и прочих
расходных материалов, доступные и
за пределами родных пенатов.
Ремесла NWN 2 сведены под
кальку с KotOR 2. Они тоже
требуют специальных фитов и
навыков, даром что книги рецептов
разбросаны по Невервинтеру и
окрестностям. Но можно и не
мучаться — лавки завалены
нормальными товарами.
Ни к чему не обязывает и "Sim
Keep". Впустую потратив отведенный
на строительство и развитие срок,
вы ничем не рискуете, хотя эпизод с
обороной форта станет чуть-чуть
труднее. Да и крепость на момент
написания этих строк не идеальна —
ошибки, пусть не смертельные,
отравляют воздух.
С другой стороны, встречаются "жуки"
и похуже: автокарта отмечает двери
микроскопическими засечками,
камера бьется объективом о землю
при входе в локацию, курсор упорно
не желает прицеливаться в негодяев.
"Фиты" некоторых престиж-классов
не работают, многоканальный ЕАХ
присутствует исключительно на
словах (слушайте стерео, аудиофилы!),
и никакой normal-мэппинг ландшафта
вкупе с приличным разрешением
текстур не оправдывает конвульсии
тормозного движка. А жаль, ибо на
максимальных настройках картинка
выглядит здорово. Ждем патч до
версии 1.03, обещающий, в частности,
оптимизировать алгоритм расчета
теней.
Face/Off
Кое-что с наскока не вылечить.
Меню создания аватара стало
главной мишенью для тех, кто
опробовал Neverwinter Nights 2 по
сети. По полдюжины физиономий на
каждую расу/пол, горстка причесок,
дежурный ассортимент оттенков кожи
— ну-ка, сотворите уникума из такого
теста! NWN расползлась по
Интернету тысячами шардов; неужели
Obsidian думала, что ее детище не будет
пользоваться спросом? Странно
наблюдать примитивщину в стиле 1990-х,
когда есть технологии FaceGen и Life Studio:
Head. Что любопытно, на мимику ведь не
поскупились, купили лицензию!
Диссонанс между пресс-релизами и
реальностью налицо. Левой рукой
разработчики добавили класс
"warlock" и составили длинный список
престиж-классов. Правая же
конечность отдыхала, поэтому в Neverwinter
Nights 2 вы не сможете сесть на
скамейку или траву, увидеть, как
воришка крадется к добыче, и
промчаться верхом на лошади.
Разочаровывает и инструментарий,
суливший алмазные горы, а в итоге
уступающий редактору от NWN.
Полцарства за хрустальный шар
Крепко сбитый "сингл" —
крохотный шаг Neverwinter Nights 2
к вершине, где восседает ее "старший
брат". Залог успеха BioWare —
оперативные обновления и активная
поддержка энтузиастов, выпускающих
модули. Канадцы и по сей день корпят
над новыми патчами. Застанем ли мы
такую же картину через год в краю NWN
2? Выживет ли Atari? Станет ли Obsidian
прислушиваться к фанатам?
Расцветет ли народное творчество?
Дверь приоткрыта, точки над
"i" не расставлены. Пытаясь
уйти от слащавого хэппи-энда,
сценаристы предпочли шокировать
зрителя, оставив задел на аддон.
Судя по заключительному кадру,
продолжение обязательно следует.
|