Разработчики:Splash Damage и id Software Издатель:Activision Локализатор в России:1C Издатель в России:1C Модель распространения: розничная продажа Статус: в официальной продаже с 2 октября 2007 года Российский статус: в официальной продаже с 28 сентября 2007 года ISO статус: релиз состоялся 26 сентября 2007 года Официальный сайт: Открыть (Открыть русский сайт) Жанры: Action (Shooter) / 3D / 1st Person
Похожие игры: Battlefield 1942, Battlefield 1942: Secret Weapons of
WWII, Battlefield 1942: The Road to Rome, Battlefield 2, Battlefield
2142, Battlefield 2: Special Forces, Joint Operations: Escalation,
Joint Operations: Typhoon Rising, Red Orchestra: Ostfront 41-45,
Wolfenstein: Enemy Territory Multiplayer: (32) LAN, Internet
Сделать успешный онлайновый шутер совсем несложно. Все гениальные
находки давно найдены, идеи придуманы, а замыслы замыслены, так что
берем ножницы поострее, мешок проверенных блокбастеров и начинаем… эээ…
процесс творческого копирования. Тут оттяпаем коллекцию техники, здесь
прихватим классы и оружие, там умыкнем правила. Enemy Territory — одна
из самых неоригинальных и предсказуемых игр, с которыми мне приходилось
сталкиваться. Парадокс в том, что это ее ничуть не портит.
За Макрона!
Старые мудрые "квакеры" наверняка знают, что Enemy Territory, являясь
"приквелом к сиквелу", рассказывает о судьбоносных событиях,
предшествовавших Quake 2. Итак, в недалеком будущем на Землю напали
безжалостные пришельцы-гуманоиды, называющие себя строггами. Недолго
думая, человечество создало "международную армию" GDF (Global Defense
Force) для защиты от вторжения. Аплодисменты, занавес.
Впрочем, не в сюжете счастье. И даже не в красавчиках-строггах.
Полуторакилограммовая изюминка прячется в несимметричных заданиях,
отсылающих к Unreal Tournament
и его режиму "Assault". Заимствования у Epic выгодно отличают творение
Splash Damage от математически выверенного сериала Battlefield. Каждая
карта (всего их 12) — это цельная история. Саботаж секретной
лаборатории GDF красноглазыми интервентами — не захват цепочки
абстрактных флагов, а набор конкретных приказов. Сначала нужно
разобраться с антенной-"глушилкой", затем сконструировать стационарный
лазер, пробить лучом толстенную дверь бункера и, наконец, уничтожить
попавший в руки врага артефакт и результаты исследований. Уровень
"Slipgate" за GDF — настоящий дизайнерский шедевр. Портал, ведущий к
штаб-квартире строггов, мгновенно перебрасывает из африканской жары в
снега Антарктиды, дабы мы могли одним ударом покончить с войной.
Кинематографические приключения в рядовой многопользовательской
"стрелялке"? Чудо!
Если подойти к вопросу формально, миссий
немного. Взорвать особо важную хреновину, взломать компьютер, собрать
или отремонтировать что-либо, вывести мобильный командный пост на
позицию, своровать ценный предмет, ну и еще сюрприз от строггов...
Однако этого хватает. Четкое разделение на "нападение" и "оборону" не
режет глаз. Привыкнув к масштабным сражениям 32х32, я с определенной
долей скепсиса относился к ограничению на 32 игрока (99% серверов
обходятся скромной цифрой "24"), но жизнь расставила все по местам.
Карта разбита на несколько зон, и активные боевые действия почти всегда
идут на небольшом участке.
Автоматический перенос точки
возрождения поближе к фронту работает как швейцарские часы. У меня ни
разу не возникло желания что-то самостоятельно переделывать. Отдельная
благодарность — за бои в помещениях. Схватка за "Титана" в Battlefield
2142 — слабое подобие горячих коридорных стычек Enemy Territory.
Традиционно сокращенные характеристики оружия не дают косить злодеев на
дальних дистанциях, но контраст между битвами на "открытом" и
"закрытом" воздухе ощутим, и не только потому, что под крышей не
страшны авиаудары и бронетехника.
Автопарк невольно напоминает
о Battlefield 2142. Танк обычный, танк летающий, БТР, извечный
"Хаммер", квадроцикл, заменивший багги, два "вертолета" (атакующий и
транспортный), ужасающе мощный ходун... Кроме того, в арсенале строггов
нашлось место для реактивного ранца, позволяющего совершать гигантские
прыжки и посыпать суетящиеся где-то под ногами фигурки мини-бомбочками.
Вечная проблема "пехота vs. техника" в Enemy Territory окончательно
отмерла. Кто бы мог подумать, что пара осколочных гранат и очередь из
пулемета равносильны залпу из ПТУРСа? После такого язык не
поворачивается ругать Battlefield за "попсовость".
Утешение
стоит искать в "строительстве". Взмахнули мышью — с небес летит турель,
радар или многотонная гаубица. Узкая специализация устройств заставляет
координировать действия: противотанковая ракетница не спасет от
заглянувшего в гости отделения пехоты, а могучий "гатлинг" не станет
тратить патроны на мельтешащие перед носом машинки. Гораздо интереснее
реализована артиллерия. Никакой автоматики. Залезаем повыше, достаем
оптический целеуказатель и… здравствуй, Red Orchestra! Отличие от
конкурентов — в отслеживании движущихся объектов (очередной камень в
огород танкистов) и защитных установках, лихо сбивающих подлетающие
снаряды.
Строгги и люди — братья навек
Игровые классы подозрительно знакомы. Солдаты весело палят из
автоматов, медики оживляют павших, инженеры ремонтируют технику и
минируют территорию, артиллеристы, помимо своих обязанностей,
поставляют боеприпасы... Аналог можно найти в добром десятке игр, от
Team Fortress и Battlefield 1942 до Day of Defeat и Red Orchestra.
Особенно хорош диверсант-снайпер. Возможность принимать облик убитых
врагов — не копеечная невидимость из Battlefield 2142. Чтобы вычислить
"засланного казачка", достаточно выучить клички товарищей, но
существует и более прямолинейный подход: увидев джигита, скачущего с
кинжалом наперевес, чересчур мнительные коллеги не преминут разрядить в
него обойму.
Серьезных различий между людьми и инопланетянами
нет. Бойцы повторяют друг друга с зеркальной точностью, не считая
разных мелочей. Уникальная способность кибернетических уродцев —
превращение патронов в здоровье и обратно. Вооружение захватчиков
впечатляет не меньше. Винтовки-пистолетики не в состоянии тягаться с
многоствольными гипербластерами, "гвоздеметом" и легендарной "рельсой".
Тем, кто предпочитает избегать честных перестрелок, наверняка
понравится набитый взрывчаткой разведывательный робот. Потрясающая
штуковина!
Увы, обыкновенные "фраги" в мире Quake Wars не
продвигают по карьерной лестнице. Игра ценит качество и выдает погоны
за конкретные достижения, так что засевшему в темном углу "кемперу"
ничего не светит. Очки опыта уравнивают команды и открывают дорогу к
полезным бонусам. Подствольный гранатомет, дополнительный магазин в
подсумке, бесшумная ходьба, самовзводящиеся мины... А после трех
раундов Золушка вновь становится тыквой. В Battlefield 2142Краткая
информация об игре у ветеранов было явное преимущество, здесь же все
решают персональные навыки и умения игрока.
Несмотря на
перечисленное, баланс внушает опасения. Статистика неумолима: по общей
сумме побед строгги лидируют с неприличным отрывом. То ли "папы" попали
под власть Макрона и не желают вставать на защиту родной планеты, то ли
кое-кому придется подрезать внеземные сухожилия.
Впрочем, есть
и более осязаемые недостатки. Enemy Territory почему-то не поддерживает
голосовую связь. Напрочь проигнорирована система отрядов, и каждый
играет сам за себя (преимущественно в курьерских миссиях). Огорчило
почти полное отсутствие разрушаемости. Сотни наглухо запертых дверей и
незыблемых телеграфных столбов раздражают куда сильнее редких
"тимкиллеров" и пасмурного октябрьского полумрака за окном.
Компенсировать моральные страдания безуспешно пытается "автопилот",
обуздывающий непокорные "швабролеты". Расплатой за удобства стали
урезанные возможности управления. Новички будут довольны, но опытным
асам я советую сразу отключить эту функцию.
Сравнительно
нетребовательная графическая обертка тоже делалась "для всех". Изучая
статичные скриншоты, нетрудно обнаружить слабые места: тут текстура
подкачала, там неопрятные углы торчат, хотя в движении игра выглядит
очень неплохо. Звуковое сопровождение сочное, брутальное, с легким
налетом дешевого треш-водевиля. К счастью, когда вокруг свистят пули и
сгустки плазмы, не успеваешь обращать внимание на шаблонные фразы и
пресную локализацию. А вот крепкий сетевой код заслуживает похвалы. В
схватке с Battlefield 2142, которая поначалу умудрялась "лагать" даже
на мегабитном канале и регулярно теряла сервер, Enemy Territory
уверенно одерживает верх.
Многопользовательский коктейль
Смешайте Battlefield 2142 и Red Orchestra, добавьте хорошо выдержанный
Doom 3 Engine, капните пару капель UT 2004. Яростно взболтайте. Затем
перелейте радиоактивный коктейль в пустую банку из-под стройента,
воткните соломинку и пейте, размышляя о великих битвах былого и
грядущего.